Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О СПОСОБЕ И ОБ УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСП

Авторы:
Город:
Краснотурьинск
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2016г.

      Система государственных и муниципальных закупок является сферой отношений, от развития которой напрямую зависит реализация важнейших целей и задач, стоящих сегодня перед Российской Федерацией, а также эффективность государственного регулирования экономикой. Напомним, что предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –44-ФЗ, Закон о контрактной системе) являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Статья 12 указанного ФЗ устанавливает принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Законодательством установлены различные виды ответственности за нарушение требований при осуществлении закупок на любом этапе [1]. Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Кроме того, указанная ответственность налагается на должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Статья 7.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 7.29 КоАП РФ являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах. КоАП РФ на сегодняшний день содержит группу составов правонарушений, описывающих признаки административных деликтов, совершаемых при осуществлении закупок. Составы ст. 7.29 КоАП РФ касаются нарушения порядка осуществления самих стадий процедуры закупок и связан с этапом определения способа размещения и установления требований для определения поставщика. Указанные требования установлены отдельно для заключения контракта с единственным поставщиком, конкурса и аукциона, конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого, (закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запроса котировок, запроса предложений. Статьей 24 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок определения указанных способов установлен ст. 48, 59,72, 83, 84,85,93 44 –ФЗ. Согласно п.3,2 ст. 3 ФЗ-44 закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с 44-ФЗ предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном указанным выше ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Федеральным законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта. В соответствии с частью 2 статьи 59 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. Как установлено частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, за принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, предусмотрена административная ответственность. Объективная сторона состава административных правонарушений ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ состоит в принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 2.1 статьи 7.29 КоАП РФ. В соответствии с частями 1 ст. 24 , ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного  поставщика  подразумевает,  что  заказчик  предлагает  заключить  контракт  конкретному юридическому или  физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит. Особенности закупок у единственного поставщика регламентируются статьей 93 Закона о контрактной системе.

    Объективная сторона состава административных правонарушений (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ) состоит в принятии решения о способе определения поставщика КоАП РФ (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

     Объективная сторона состава административных правонарушений (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ) состоит в принятии решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или нарушении порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Распоряжением Правительства от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень). Кроме того, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации. Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или  специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

   Объективная сторона ч. 3 ст. 7.29 КоАП РФ определения закрытых способов определения поставщиков, а также заключения контракта с единственным поставщиком либо когда установлена необходимость согласования их применения Данный порядок согласования установлен Приказом Министерства экономического развития от 13 сентября 2013 г. N 537 «Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [2].

    Объективная сторона состава административных правонарушений (ч. 3 ст. 7.29 КоАП РФ) состоит в принятии должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа либо принятии решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

    Субъекты административных правонарушений, предусмотренных ст.7.29 КоАП РФ являются специальными, т.е. должностные лица заказчиков, а также должностные лица федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Что касается санкций, предусмотренных ст. 7.29 КоАП РФ, то в некоторых случаях возникает вопрос о явной несоразмерности размеров штрафов за нарушение законодательства о размещении заказов действиями государственных или муниципальных заказчиков, а если точнее, то действиями членов комиссии по размещению заказов. Указанные действия образуют составы административных правонарушений, предусмотренные статьями 7.29 КоАП РФ. Анализируя санкции статьи сразу бросается в глаза отсутствие верхних и нижних уровней размеров административных штрафов, что в реальности не даёт возможности учесть все обстоятельства совершенного правонарушения и при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, применить меру ответственности с учётом смягчающих и отягчающих обстоятельств, степени вины и личности виновного и иных обстоятельств. В итоге в данной ситуации применение административного штрафа при госзаказах в размере тридцать или пятьдесят тысяч рублей к членам комиссии государственного или муниципального заказчика является наказанием прямо сказать слишком суровым так как членом комиссии может быть, как беременная женщина так и мать одиночка. Подобное развитие ситуации формально не соответствует Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с тем, что законодатель, установив формальные составы правонарушений по указанным статьям и определив степень их общественной опасности как максимальную, по факту лишил правоприменителя какой либо возможности максимально учесть личность нарушителя при назначении административного наказания. В итоге в не зависимости от степени значительности правонарушения член комиссии заказчика понесёт максимальное наказание. И сразу же возникает вопрос, как может защитить себя заказчик, если самим антимонопольным органам необходимо выработать единообразную позицию по данному вопросу. К сожалению, на данном этапе развития закона в этом направлении вопрос остаётся открытым.

    Таким образом, предусматривающая административную ответственность ст. 7.29 КоАП РФ служит выполнению и соблюдению основных целей принятия Федерального закона № 44ФЗ, а также предупреждению совершения административных правонарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и как следствие ужесточение ответственности за ряд совершаемых правонарушений в сфере закупок.

 

Список литературы

1.     ч.1, 2 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2.     Приказ Министерства экономического развития от 13 сентября 2013 г. N 537 «Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) п. 2,3