Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСТАВ ДЕРПТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ: НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
31 января 2017г.

История Дерптского университета начинается в 1632 г. Шведский король Густав 2 повелел открыть университет. С присоединением этой территории к Российской империи университет был закрыт и только в 12 сентября 1803 г. Дерптский университет получил свой Устав. Наш интерес к этой теме объясняется тем, что только с появлением университетского устава 1804г. связывают проведение общеуниверситетской реформы во всей Российской империи. Вместе с тем, анализ показывает, что утверждение Устава Дерптского (протестантского) университета и есть начальный этап университетской реформы. В связи с этим, исследование немецкого влияния позволит нам проследить истоки формирования университетской системы России 19 века.

Процесс принятия университетского Устава сопровождался длительной подготовкой. Сам факт принятие устава – свидетельствует о влиянии европейских традиций. В целом наша задача заключается в попытке прояснить, чем руководствовались разработчики Устава при его написании и определить опыт какой страны или группы стран послужил основой для этого. Из названия уже понятно, что речь пойдет о влиянии немецкого опыта.

В первом же параграфе Устава отмечается, что университет был основан, в целом, для четырех губерний: Лифляндской, Курляндской, Эстляндской и Финляндской. В процессе подготовки никто не отрицал тот факт, что университет основан главным образом для остзейского дворянства, которое в свою очередь состояла из немцев. О.Д. Третьякова выделяет 4основных структурных элемента юридической конвергенции[6, с.781], первой из которой выступает инициация процесса конвергенции. В этом смысле необходимо отметить, что главным «борцом» за автономию университета выступает Г.В. Паррот – проректор и профессор Дерптского университета.

Именно благодаря Г.В. Парроту и его влиянию на императора Дерптский университет получил широкую автономию. Также ключевую роль в становлении университетской корпорации сыграла личность попечителя Дерптского учебного округа генерала О.И. Клингера. Две эти личности немецкого происхождения, которые питали симпатии к тому, как образованы университеты в Германии. Участие Паррота Г.В. в судьбе принятия Устава Дерптского университета наиболее подобно описывает д.и.н., проф. Андреев А. Ю.в своей работе «Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы».

Г.В. Паррот обладал огромным влиянием на Александра 1. Известный биограф Сперанского М.А. Корф пишет об этом следующее: «… Александр, неведомо для массы, поставил Дерптского профессора в такие к себе отношения, которые уничтожали все лежавшее между ними расстояние. Паррот не только был облечен правом, которым и пользовался довольно часто, писать к государю в тоне не подданного, а друга, о всем, что хотел…но при каждом своем приезде из Дерпта в Санкт-Петербург  шел прямо в государев кабинет…»[3, с.12]. Вышесказанным обусловлены средства и методы, которые использовал Г.В. Паррот для достижения своих целей (формирование независимого университета). Этим характеризуется вторая структурная единица юридической конвергенции.

Процесс юридической конвергенции обусловлен попытками Г.В. Паррота и О.И. Клингера добиться автономии для Дерптского университета. Особенностью служит тот факт, что Г.В. Паррот при первой встрече с императором составил свой проект Акта постановления о Дерптском университете (проект Утвердительной грамоты). Император после аудиенции с Парротом Г.В. пожелал создать комитет для разработки окончательного текста «Акта постановления Дерптского университета». Проект Акта, разработанный Г.В. Парротом, впоследствии был принят с некоторыми изменениями.

Итак, необходимо выделить ключевые особенности Дерптского университета, которые гармонируют с немецкими традициям университетского образования:

1.                   Первой особенностью выступает тот факт, что обучение в Дерптском  университете происходило на немецком языке. Это связано с тем, что преподавательский состав и студенты в большинстве своем были немецкого происхождения;

2.                   Устав Дерптского университета предусматривал свободное поступление для всех желающих. Необходимо было предъявить только письменное свидетельство о своем состоянии (§1);

3.                   Дерптский университет также как и Геттингенский университет получил судебные функции по § 6 Уставу 1803г «Университет имеет исключительно полную местную расправу, суд и начальство над всеми членами своими…»[5,Стб. 140].

4.                   В отличие от Уставов других высших школ в Дерптском университете в главе 7 § 83 предусматривалось Богословское отделение.

5.                   Пребывание в должности университетского начальства было ограничено всего 1 годом. При том ректор избирался простым большинством голосов (§53);

6.                   §17 Устава гласил, что студент – лицо, любого сословия или звания. Причем, не делалось различия российский ли подданный или иностранец

7.                   Цель образования для студента состоит в том, чтобы приобрести высшие познания для будущего своего назначения, формирование нравственности, а также в приобретении навыка в надлежащем употреблении свободы своей и управлении собою[4, с. 229].

По Уставу 1803 г. Дерптский университет получил право присваивать ученые степени (по примеру западных университетов). Также опираясь на иностранную практику, университет получил право корпоративного суда, который распространялся не только на всех членов университета, но и на их семейства. Структура университета, включая университетский суд и организационные органы управления, впоследствии полностью войдут в новый Устав от 5 ноября 1804 г.

Интересным для нас выступает организация структуры самого университета. В отличие от структуры Московского университета 1755 г. Дерптский состоял из 4 отделений, включая богословский. В то же время, в Московском университете отсутствовал богословский факультет. Все это говорит о желании императора создать университет максимально приближенным к западноевропейским традициям. И это, безусловно, оправдано. Дерптский университет – протестантский, созданный специально для 4 губерний и было бы странно не использовать особенности местного населения. Вместе с тем, по мнению Бутягина А.С и Салтанова Ю.А,Дерптский университет обладал значительными привилегиями по сравнению с другими[2, с. 263-264].

Четвертым и заключительным элементом структуры юридической конвергенции в области университетского образования выступает результат действий субъекта юридической конвергенции. Открытие Дерптского университета в 1802 г. и последующее принятие Устава 1803 г. является одним из факторов, который впоследствии послужил основой  для формирования системы университетского образования в России. В подтверждение этого, следует сравнить Акт постановления для Императорского Дерптского университета от 12 декабря 1802 г. и Предварительные правила народного просвещения от 24 января 1803 г., где, как справедливо отмечает А.Ю. Андреев, «положения многих статей этих документов не просто совпадали, но, по сути, лишь в слегка отредактированном виде переходили из одного акта в другой»[1, с. 112].

 

Список литературы

 

1.                   Андреев, А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы / А.Ю. Андреев. – М.: Знак, 2009. – 203 с.

2.                   Бутягин, А.С, Салтанов, Ю.А. Университетское образование в СССР / А.С. Бутягин, Ю.А.Салтанов. – М.: МГУ, 1957. – 296с.

3.                   Корф, М.А. Жизнь графа М.М. Сперанского / М.А.Корф. – СПб: Издание Императорской публичной библиотеки, 1861. – Т.2. – 388с.

4.                   Петров, Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Том 1: Российские университеты и Устав 1804 года/ Ф.А. Петров.–М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. – 416 с.

5.                   Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1: Царствование императора Александра 1. 1802-1825 [год].– СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875. –1864 стб., 43 с., 44 стб.

6.                   Третьякова О.Д. Конструкция юридической конвергенции // Юридическая техника.– № 7- 2.– 2013. – С. 781.