Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА: МЕХАНИЗМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

    Внутренние и внешние функции рабовладельческого государства проводились в жизнь специальным аппаратом, учреждениями, составляющими в своей совокупности механизм рабовладельческого государства. Существовали различия между аппаратом монархических и республиканских государств, демократических и аристократических республик, небольших государств-городов и обширных рабовладельческих империй. Но классовая сущность и антинародная природа этого аппарата повсюду были одинаковы. Занятие государственных должностей составляло привилегию зажиточных слоев рабовладельческого класса. Деятельность всех звеньев аппарата была направлена на охрану интересов рабовладельцев, т. е. крупных землевладельцев, купцов и ростовщиков, светской и духовной знати, на закрепление фактического и юридического неравенства и эксплуатации рабов и рядовых крестьян-общинников. Ведущая роль в государственном аппарате принадлежала войску, полиции и суду. При этом первоначально ни в Древнем Египте, ни в Вавилоне, ни в Древней Индии не существовало строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками. В. И. Ленин отмечал, что в рабовладельческом обществе «технически слабый государственный аппарат обслуживал государство, распространявшееся на сравнительно узкие границы и узкий круг действий. Но был все же аппарат, который принуждал рабов оставаться в рабстве, удерживал одну часть общества в принуждении, угнетении у другой» [2, c. 74].

   Нужно отметить, что со временем, в частности, в период позднего Рима, как и в некоторые другие периоды истории рабовладельческих обществ, аппарат государства заметно усложнился. Функции его органов стали более дифференцированными, возрастал численный состав бюрократии и т. д. В свое время Ф. Энгельс указывал, что "государство — это такая политическая организация, главной целью которой всегда было обеспечивать при помощи вооруженной силы экономическое подчинение трудящегося большинства состоятельному меньшинству" [5, c. 73].

    Армия, ее численность, боеспособность и моральное состояние были предметом постоянной заботы рабовладельческого государства. Этим, в частности, объясняются обилие военных реформ и сравнительно обширное военное законодательство в древневосточных, греческих и, особенно, римском государствах. В III тысячелетии до н. э. в древних государствах Месопотамии главной ударной силой войска были тяжеловооруженные воины. Основанное аккадским царем Саргоном I (2369—2314 гг. до н. э.) государство располагало значительной по тем временам постоянной дружиной (более 6 тыс. человек). Многие статьи законов Хаммурапи (XVITI в. до п. э.) посвящены правовому положению воинов. В древнем Египте вооружением армии, постройкой флота и крепостей ведало специальное ведомство, именуемое в источниках «домом оружия». В составе войска появляются и наемные отряды из чужеземцев. При царе была личная гвардия. Высокого развития военное дело достигает в Вавилоне, Ассирии и Хеттском царстве.

     "В Афинах с древних времен были учреждены небольшие территориальные округа (навкрарии), поставлявшие и вооружавшие военные суда. Навкрарии являлись и зачатком территориального деления населения. Особенно возросла роль войска с увеличением количества рабов, которых нужно было держать в повиновении. Народное войско и флот афинской демократии были не только защитой против внешних врагов, но и держали в повиновении рабов" [4, c. 118].

   Наиболее отчетливо роль войска в осуществлении государственных функций проявляется в древнем Риме, где происходило непрерывное усовершенствование военного дела. Введение манипулярного боевого строя, перевооружение легионов, усовершенствование копья и меча, создание твердых и рациональных правил расположения воинских частей в лагере и в походе — таковы основные моменты совершенствования римского войска. Римский государственный аппарат был полностью военизирован. Редкий римский магистрат не имел прямого или косвенного отношения к военным делам. Диктатор, консулы, начальник конницы, претор, а в более ранний период и квестор были воинскими начальниками с большими или меньшими правомочиями. Еще в период ранней республики сенат, по меткому замечанию В. Н. Дьякова, «превратился в центральный орган всего римского военного управления, в своего рода верховной властью облеченный патрицианский генеральный штаб римского народа» [3, c. 95].

    Римская армия в период республики представляла собой народное ополчение, куда зачислялись только полноправные граждане. Рабы в принципе не допускались. Еще в период ранней республики было установлено, что рабам возбраняется всякого рода военная служба в армии под страхом смерти. Правда, в период гражданских войн (I в. до н. э.) их иногда привлекали на службу враждующие друг с другом военные начальники, стремящиеся к диктатуре. Вследствие военной реформы Гая Мария (107 г. до н. э.) в войско стали привлекаться и "пролетарии", т. е. граждане, не имевшие имущества. Возникла профессиональная армия, ставшая крупной политической силой. Значение ее возрастало по мере обострения классовой борьбы и социальных противоречий [1, c.351].

   Верховная судебная власть в странах древнего Востока принадлежала главе государства — деспоту (фараону, радже, вану и пр.). В древнем Египте ближайший помощник царя — визирь председательствовал в таких судебных учреждениях, как «великий совет десяти» и «великий совет шести». В Вавилоне помимо органов центральной и местной администрации, обладавших судебными полномочиями, имелись и профессиональные судьи, непосредственно подчиненные царю. При судьях состояли их помощники и один «солдат судьи», выполнявший поручения суда.

    А вот, в Древнем Риме в период республики судебными правами обладали магистраты высшего ранга. В том случае, если консулы приговаривали кого-либо в пределах городской черты к смертной казни или к очень высокому штрафу, разрешалось апеллировать к Народному собранию, решение которого было окончательным. Гражданская юрисдикция находилась в ведении особого чиновника — претора. С обострением классовой борьбы и ростом преступности в Риме возникают особые судебные коллегии — чрезвычайные суды для определенной категории дел, главным образом должностных преступлений. Со второй половины II в. до н. э. судебные коллегии для рассмотрения уголовных дел в составе 30—40 человек становятся постоянными органами. Члены коллегий избирались сроком на один год. Возглавлял их, как правило, претор. С образованием империи гражданская и уголовная юрисдикция  сосредоточилась в  руках императора и назначаемых им чиновников, включая правителей провинций. Народные собрания утрачивают судебные функции; сходят со сцены и упомянутые выше судебные коллегии (II—III вв. н. д.).

   Форма рабовладельческого государства изменялась в связи с развитием экономического базиса и обострением классовой борьбы в пределах одной и той же социально-экономической формации. Так, в Риме на смену аристократической рабовладельческой республике (VI—I вв. до н. э.) пришла монархия (I - V вв. н. э.). Однако здесь были и промежуточные формы, когда наряду с органами империи существовали республиканские учреждения и должности, правда заметно утратившие свое прежнее значение. Государственные формы классового угнетения, господства одного класса над другим, заметно отличаются друг от друга.

   На наш взгляд, несмотря на наличие разнообразных форм рабовладельческих государств всех их объединяло то, что они основывались на рабовладельческой эксплуатации, их сущностью был диктат рабовладельцев.

   Говоря о разновидности и форме государства следует обратить внимание на то, каким образом организован господствующий класс и его государство, каково соотношение классовых сил, т. е. какая группировка господствующего класса стоит у кормила правления, непосредственно управляет такими орудиями власти, как войско, полиция,  суд, тюрьмы, податный  аппарат и т. д. Хотелось бы также отметить, что формы рабовладельческого государства не были чем-то случайным, их возникновение подчинено определенной закономерности.

   Как уже упоминалось нами выше, в истории существовало множество форм рабовладельческих государств. Греческий историк, государственный деятель и военачальник Полибий, являющийся автором "Всеобщей истории" («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н.э. по 146 до н.э., называл Римскую Республику лучшим государством, когда-либо существовавшим на земле. Нам также представляется, что форма римского рабовладельческого государства является наиболее интересной и важной для изучения.

    

Список литературы

1.     "Всеобщая история", Полибий, т. 2.

2.     В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 39.

3.     В.Н.     Дьяков,     История    римского     народа    в     античную    эпоху    ("Ученые     записки    Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина", т. XLVI, М., 1947, стр. 95.)

4.     К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20.

5.     К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 39.