29 января 2017г.
Конструкция колёсного энергетического средства обусловлена параметрами выданного заказчиком технического задания, известными конструкторскими и технологическими решениями, нормативными и регулирующими документами в сфере транспортной безопасности, действующими на момент проектирования, а также особенностями эксплуатационных операций, планируемым к выполнению.
При чём предприятия-разработчики при выполнении технического задания обычно не учитывают необходимость всесезонности эксплуатационной надёжности и причины изменения тяговых характеристик энергетического средства в различных климатических зонах и дорожных условиях его эксплуатации, минимизируя затраты на проведение детальных исследований при опытной эксплуатации в целях снижения себестоимости конечной продукции.
Таким образом, колёсное энергетическое средство, имеющее высокие тягово-сцепные характеристики в зонах с умеренно-холодными климатом и развитой дорожной сетью с улучшенными покрытиями, не обладает сходными характеристиками в других климатических зонах с отличными от проектируемых категориями эксплуатации.
Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль экономики Российской Федерации, нуждается в энергетических средствах с высокими тяговыми и эксплуатационными характеристиками для использования их при разнообразном агрегатировании. Ведь от производительности и эффективности используемых в производстве сельхозпродукции машин и оборудования во многом зависит себестоимость единицы продукции, а следовательно, и формирование стоимости валового внутреннего продукта государства.
Мощностные и тяговые характеристики, являющиеся составляющей повышения производительности и эффективности эксплуатации колёсного энергетического средства складываются из определённого количества величин, основными из которых является Рк - касательная сила тяги, развиваемая энергетическим средством, Н, сцепной вес сцепной вес энергетического средства, приходящийся на движители, Н и – коэффициент использования сцепного веса.
В общем случае касательная сила тяги определяется по выражению [1]:
Следовательно, изменяя сцепной вес, как видно из выражения (1), можно изменить касательную силу тяги, увеличивая её или снижая её показатели. Изменить сцепной вес, приходящийся на колёсные движители возможно применением в конструкции энергетического средства быстросъёмных устройств, корректирующих сцепной вес между осями или движителями, не влияющих на общую конструкцию и не снижающих уровень его безопасности при эксплуатации, но позволяющих при необходимости быстро адаптировать энергетическое средство под выполнение конкретных задач в любых климатических и дорожных условиях с наименьшими финансовыми затратами.
В Амурской области, на предприятиях сельскохозяйственной направленности в течении 2011-2016 годов проводились экспериментальные исследования по внедрению вышеуказанных устройств в ходовую систему используемых машинно-тракторных агрегатов (МТА), тракторно-транспортных агрегатов (ТТА) и автомобильных поездов, которые подтвердили практическую необходимость применения устройств для корректирования вертикальной нагрузки на движители и важность адаптации серийной техники к непосредственным условиям эксплуатации (рис.1).
Предложенная
выше
схема
позволяет теоретически обосновать результативность
применения
устройств, корректирующих вертикальную нагрузку на движители, в машинах и оборудовании, используемом в сельском хозяйстве Российской Федерации.
Список литературы
1.
Скотников, В.А. Тракторы и автомобили /под ред. В.А.Скотникова. – М.: Агропромиздат, 1985. – 440 с.
2.
Кузнецов, Е.Е. Использование многоосных энергетических средств класса 1,4: монография/Е.Е.Кузнецов [и др.]// ДальГАУ- Благовещенск, 2013. -153 с.
3.
Кривуца, З.Ф. Повышение эффективности транспортно-технологического обеспечения АПК Амурской области:дис. д-ра техн.наук:05.20.01.Благовещенск, 2015.-362 с.
4. Щитов, С.В. Пути повышения агротехнической проходимости колёсных тракторов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур Дальнего Востока: дис. д-ра техн. наук: 05.20.01. Благовещенск, 2009.- 325 с.