Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
21 января 2018г.

В настоящее время доля перевозимых опасных грузов всеми видами транспортных средств в России составляет 20%, а это примерно 800 миллионов тонн. Из них на железнодорожный транспорт приходится около 30%.

В номенклатуре опасных грузов больше 4 тыс. наименований. Основную часть составляют нефть и нефтепродукты, сжатые или сжиженные газы, ядовитые вещества, горючие вещества в твердом и жидком состоянии, взрывчатые материалы и другое.

Согласно ГОСТу 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» перевозимые опасные грузы подразделяют на классы, подклассы, категории и группы в зависимости от вида и степени опасности груза.

Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия;

Класс 2 Газы;

Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости;

Класс 4.1             Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;

Класс 4.2             Самовозгорающиеся вещества;

Класс 4.3             Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; 

Класс 5.1  Окисляющие вещества;

Класс 5.2             Органические пероксиды;

Класс 6.1             Ядовитые (токсичные) вещества; 

Класс 6.2     Инфекционные вещества;

Класс 7 Радиоактивные материалы; Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества;

Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.

На железнодорожном транспорте допускаются к перевозке опасные грузы, которые представлены в «Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом» (приложения №2 к «Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам»), либо сходные по своим свойствам с представленными. В алфавитном указателе отображены: номер ООН (четырехзначный номер, присвоенный опасному грузу или группе сходных по свойствам опасных грузов), наименование опасного груза, классификационный шифр и код, код опасности, род вагона и вид отправки, номер знака опасности и штемпеля в перевозочных документах и другое.

Опасные грузы по железным дорогам перевозятся только в технически исправных специализированных вагонах и контейнерах, которые должны соответствовать техническим условиям и требованиям стандартов, а также обеспечивать безопасность перевозки и сохранность груза.

Именно обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов является особо актуальной задачей, определяемой российским законодательством.

Сложностью в решении этой задачи является: большая протяженность маршрутов грузоперевозок, ограниченность сопровождения транспорта с опасными грузами, контроль за состоянием груза. Именно поэтому мониторинг местоположения железнодорожного подвижного состава является важной составляющей при безопасной перевозки опасных грузов.

С двухтысячного года на железных дорогах России эксплуатируется «Система Мониторинга Опасных Грузов (СМОГ)».

СМОГ ‒ совместная разработка нескольких организаций. В создании этой системы, помимо Департамента управления перевозками МПС России, принимали участие Барыбинский филиал ВНИИАС, ВНИИЖТ, ГВЦ МПС и Российская академия путей сообщения (РАПС). Система успешно прошла испытания на Северной железной дороге. Затем системой СМОГ были оснащены уже все железные дороги страны.

СМОГ решает шесть основных задач мониторинга грузов:

1. контролирование местоположения вагонов, перевозимых опасные грузы;

2. обеспечение безопасности поездной и маневровой работы для вагонов с опасными грузами;

3.   принятие решений и выдача правил действий по местоположению и устранение последствий аварийных ситуаций и происшествий с опасными грузами;

4. формирование отчетов о количественных показателях перевозок различных опасных грузов;

5. контроль поездов с опасными грузами, согласно плану формирования;

6.   обеспечение контроля правильности данных об перевозимых опасных грузах в натурном листе поезда.

Отсюда следует, что все указанные выше задачи системы «СМОГ» в целом создают условия для быстрого и своевременного выявления нарушений правил перевозок опасных грузов, но не контролируют состояние опасного груза.

В настоящее время появились новые системы, которые определяют не только местонахождение транспорта, отклонение от маршрута (который заявлен в путевом листе), контроль за скоростным режимом движения, наличием простоев, но и следят за состоянием перевозимого груза, а также рядом других параметров и процессов.

Это системы мониторинга и управления транспортом «РКС Комплекс», которые представили АО «Российские космические системы» (РКС, входит в ОРКК).

Все системы «РКС Комплекс» направлены на повышение безопасности дорожного движения и эксплуатации пассажирского и специального транспорта, а также транспорта коммунальных служб.

«РКС Комплекс» представляет собой 6 систем: «РКС Школьные автобусы», «РКС ЖКХ», «РКС Дорога», «РКС Скорая помощь», «РКС Пассажирские перевозки» и «РКС Опасные грузы».

Применение системы «РКС Опасные грузы» позволяет контролировать перевозку тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов на железнодорожном транспорте.

В основе этой системы лежит датчиковый комплекс. В него входит: беспроводные модули с датчиками, базовая станция, контроллер Меркурий ‒ КМ03, который предназначен для обработки и передачи поступающей информации на сервер в диспетчерский пункт.

Данная система мониторинга обеспечивает непрерывный контроль не только за местоположением и состоянием груза, но также ведет контроль скорости движения подвижного состава и мест его стоянки. Контроль осуществляется от датчиков, которые передают параметры, для оперативного оповещения грузоперевозчиков о возникновении аварийных и нештатных ситуаций.

В отличии от системы СМОГ система «РКС Опасные грузы» контролирует состояние перевозимого опасного груза, а именно перегрузки, температуру, влажность, вскрытие дверей, задымленность, силу натяжения элемента крепления, концентрацию содержания паров опасных и ядовитых веществ в воздухе.

Особенность этой системы является решения задач по мониторингу перевозимых опасных грузов железнодорожным транспортом с применением средств универсальной датчиковой и преобразующей аппаратуры на проводной и беспроводной основе.

Результатом мониторинга и контроля опасных грузов на железнодорожном транспорте является сохранность груза, определение места положение повреждения груза, безопасность для жизни человека дальнейшей эксплуатации груза после его доставки.

Такие системы снижают риски для возникновения аварийных ситуаций, связанных с тяжелыми последствиями, а это особенно актуально, так как железная дорога постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых районов.

Поэтому нужно применять более новые и усовершенствованные системы, которые нужны в данный момент времени, отражают местоположение и состояние опасных грузов, что снижает риски на перевозку опасного груза.

 

Список литературы

 

1.          Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Протокол  от 30.05.08г.

№48. Редакции с изменениями и дополнениями от 21.11.08 г., 22.05.09 г., 14.05.10 г., 21.10.10 г.).

2.          Власова Н.В., Суханов Г.И. Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом. ‒ Иркутск: ИрГУПС, 2010. ‒ 84 с.

3.          ГОСТ 19433‒88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

4.          Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 5.04.1996 г., в редакции с изменениями и дополнениями от 23.11.07г., 30.05.08г., 22.05.09г., 14.05.10г., 21.10.10 г.).

5.          http://www.eav.ru/ [Электронный ресурс]

6.          http://russianspacesystems.ru/ [Электронный ресурс]