29 января 2017г.
Человеческий фактор оказывает значительное влияние на мотивацию деятельности по энергосбережению. В настоящее время исследования в области мотивации энергосбережения, как правило, рассматривают вопросы материального стимулирования персонала[2, 4]. С целью изучения всестороннего влияния человеческого фактора на эффективность энергосберегающей деятельности предлагается использовать методы концепции человеческого капитала, которые представляют широкий спектр инструментов в области управления и мотивации персонала[3].
В статье используются следующие факторы человеческого капитала, оказывающие влияние на эффективность деятельности по энергосбережению и мотивацию персонала в этой области [1]:
1. Степень участия в энергопотреблении. Все сотрудники в той или иной степени участвуют в потреблении энергоресурсов. Этот фактор должен учитывать как непосредственное энергопотребление, так и его контроль, мотивацию, персонала, организацию производственного процесса.
2. Уровень влияния на энергосбережение. Не каждый сотрудник, потребляющий энергоресурсы, имеет в той же степени их экономить. Так, мероприятия по экономии энергоресурсов разрабатываются сотрудниками, напрямую не участвующими в процессе энергопотребления, а вопросы энергетической политики находятся в компетенции высшего руководства, также непосредственно не занятыми в энергопотреблении.
3. Информированность об энергосбережении. Данный фактор - необходимость доводить до сведения сотрудников суть мероприятий по энергосбережению, в том числе организационных и малозатратных, а также информировать сотрудников о ходе выполнения программ энергосбережения.
4. Понимание важности проблемы энергосбережения для компании («корпоративный патриотизм»). Данный фактор может быть эффективным, если сотрудники будут увязывать энергосбережение с успехами компании, ее развитием, а также и со своим стабильным положением, карьерным ростом и увеличением зарплаты.
5. Общечеловеческая культур аи культура энергопотребления. Данный фактор важен с позиций рассмотрения работника как участника нашего общества, социума. Без изменения ментальности, осознания национальных интересов, в конечном счете, все попытки проведения в жизнь политики энергосбережения могут сойти на «нет».
6. Уровень образования сотрудников. Данный фактор является одним из ключевых в перечне факторов человеческого капитала вообще и в вопросе энергосбережения в частности. Проекты энергосбережения имеют инновационный характер, управление ими также достаточно сложное, данный фактор имеет большое значение для каждого вида персонала.
7. Стаж и опыт работы. Данный фактор важен для всех категорий персонала и для отдельных – в особенности. Например, для ключевого персонала умение работать на экономичных режимах, для проектировщиков опыт энергоэффективных решений, для технологов и нормировщиков опыт соотносить требования технологических режимов и экономии энергоресурсов.
8. Уникальность работника (как личности). Данный фактор важен, прежде всего, для «штучных» специалистов или руководителей, от которых зависит принятие грамотных решений, инициативность, уважение в коллективе, в том числе и среди руководства, способность ставить и решать задачи.
По предложенной методике на угольных предприятиях Кузбасса и промышленных предприятиях Москвы был проведен экспертный опрос «Оценка важности факторов мотивации энергосбережения».Значения коэффициента конкордации варьировались в границах от 0,54 до 0,81, и в среднем составили 0,76, что свидетельствует о высокой согласованности мнений экспертов. Мнение экспертов о важности указанных в опросе факторов мотивации энергосбережения достаточно однородно.
Средние экспертные оценки превышают среднее значение используемой балльной шкалы, равное 3 баллам, и варьируются от 3,74 до 4,26 балла.
По данным экспертов, наибольшее влияние на процесс энергосбережения в целом по всем группам персонала оказывают: общечеловеческая культура работника, в том числе, культура энергопотребления; информированность об энергосбережении; фактор корпоративной причастности («корпоративный патриотизм»); степень влияния на энергосбережение (рис. 1).
Проведен анализ данных экспертного опроса с применением методов математической статистики (факторный анализ, метод главных компонент). Расчеты проводились в ППП STATISTICA, результаты приведены в табл. 1.Из таблицы видно, что все восемь рассматриваемых факторов мотивации энергосбережения являются значимыми и входят в первые четыре главные компоненты, с общей информативностью 90,35%. Оставшиеся 9,65% информативности приходятся на другие факторы, не включенные в анкету.
Таблица 1
Важность факторов человеческого капитала, влияющих на эффективность деятельности по энергосбережению(в разрезе групп персонала)
Главная компонента
|
Факторы мотивации энергосбережения
|
Группа персонала
|
Наиме- нование
|
Важность,
%
|
Наименование
|
Наименование
|
Оценка экспертов, балл
|
F1
|
39,67
|
Уникальность работника
|
Персонал энергоменеджмента
|
4,2
|
Ключевой персонал
|
4,1
|
Стаж и опыт работы
|
Менеджеры подразделений
|
4,3
|
Персонал энергоменеджмента
|
4,3
|
Культура энергопотребления
|
Ключевой персонал
|
4,8
|
Персонал энергоменеджмента
|
4,7
|
Менеджеры подразделений
|
4,4
|
F2
|
22,99
|
Участие
в
энергопотреблении
|
Ключевой персонал
|
4,7
|
Служба главного технолога,
нормирования производства
|
4,1
|
|
|
Информированность об энергосбережении
|
Высшие и старшие менеджеры
|
4,5
|
Персонал энергоменеджмента
|
4,5
|
F3
|
17,37
|
Уровень образования
|
Служба главного технолога,
нормирования производства
|
4,2
|
Высшие и старшие менеджеры
|
4,1
|
Понимание корпоративной причастности
|
Высшие и старшие менеджеры
|
4,3
|
Служба главного технолога,
нормирования производства
|
4,3
|
Общий персонал
|
4,2
|
F4
|
10,31
|
Степень влияния на энергосбережение
|
Высшие и старшие менеджеры
|
4,8
|
Менеджеры подразделений
|
4,5
|
Ключевой персонал
|
4,3
|
Персонал энергоменеджмента
|
4,2
|
Сумма
|
90,35
|
|
Среди всех рассмотренных факторов, влияющих на мотивацию энергосбережения, наибольшую важность (39,67%) имеют уникальность работника, стаж работы и накопленный опыт и культура энергопотребления(табл. 1). По оценке экспертов, эти факторы наиболее важны для энергоменеджеров, менеджеров подразделений и ключевого персонала.
Вторую по важности (22,99%) группу факторов мотивации составляют: участие в энергопотреблении и информированности. Эти факторы наиболее важны для ключевого
персонала, высших и старших менеджеров, энергоменеджеров, службы главного технолога и нормирования производства.
Уровень образования и понимание корпоративной причастности («корпоративный патриотизм») (суммарная важность факторов – 17,37%) высоко оцениваются экспертами у высших и старших менеджеров, сотрудников службы главного технолога, нормирования производства и общего персонала.
Важность фактора степени влияния на энергосбережение составляет 10,31%. Наибольшие оценки фактора имеют высшие и старшие менеджеры, менеджеры подразделений, персонал энергоменеджмента и ключевой персонал.
Факторам, имеющим наиболее высокие оценки по результатам исследований. необходимо оказывать
наибольшее внимание с позиций мотивации энергосбережения, например, ввести систему оценки профессиональной квалификации в области энергосбережения и включить данный аспект в действующие требовании к квалификации персонала.
Список литературы
1. Карпенко М.С. Формирование организационного механизма управления энергосбережением на горнопромышленных предприятиях. Автореф. дис. ... канд. техн. наук:– М.:2016. – 22 с.
2.
Коган П. А. Разработка системы мотивации для горных предприятий. // Горный
журнал. – 2013. -№7 – С.51-52.
3.
Кокорев И.А. Управление персоналом организации в свете теории человеческого капитала: Дис. … д-ра экон.
наук: - М., 2002. - 304 с.
4.Попкова Е.Г., Митрахович Е.Н. Мотивация как инструмент повышения энергоэффективности в промышленности. Экономические науки. 2010. Т. 63. №2. С. 108-111.