Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ НА ГОРНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Человеческий фактор оказывает значительное влияние на мотивацию деятельности по энергосбережению. В настоящее время исследования в области мотивации энергосбережения, как правило, рассматривают вопросы материального стимулирования персонала[2, 4]. С целью изучения всестороннего влияния человеческого фактора на эффективность энергосберегающей деятельности предлагается использовать методы концепции человеческого капитала, которые представляют широкий спектр инструментов в области управления и мотивации персонала[3].

В статье используются следующие факторы человеческого капитала, оказывающие влияние на эффективность деятельности по энергосбережению и мотивацию персонала в этой области [1]:

1.    Степень участия в энергопотреблении. Все сотрудники в той или иной степени участвуют в потреблении энергоресурсов. Этот фактор должен учитывать как непосредственное энергопотребление, так и его контроль, мотивацию, персонала, организацию производственного процесса.

2.    Уровень влияния на энергосбережение. Не каждый сотрудник, потребляющий энергоресурсы, имеет в той же степени их экономить. Так, мероприятия по экономии энергоресурсов разрабатываются сотрудниками, напрямую не участвующими в процессе энергопотребления, а вопросы энергетической политики находятся в компетенции высшего руководства, также непосредственно не занятыми в энергопотреблении.

3. Информированность об энергосбережении. Данный фактор - необходимость доводить до сведения сотрудников суть мероприятий по энергосбережению, в том числе организационных и малозатратных, а также информировать сотрудников о ходе выполнения программ энергосбережения.

4. Понимание важности проблемы энергосбережения для компании («корпоративный патриотизм»). Данный фактор может быть эффективным, если сотрудники будут увязывать энергосбережение с успехами компании, ее развитием, а также и со своим стабильным положением, карьерным ростом и увеличением зарплаты.

5.    Общечеловеческая культур аи культура энергопотребления. Данный фактор  важен с позиций рассмотрения работника как участника нашего общества, социума. Без изменения ментальности, осознания национальных интересов, в конечном счете, все попытки проведения в жизнь политики энергосбережения могут сойти на «нет».

6.     Уровень образования сотрудников. Данный фактор является одним из ключевых в перечне факторов человеческого капитала вообще и в вопросе энергосбережения в частности. Проекты энергосбережения имеют инновационный характер, управление ими также достаточно сложное, данный фактор имеет большое значение для каждого вида персонала.

7.   Стаж и опыт работы. Данный фактор важен для всех категорий персонала и для отдельных – в особенности. Например, для ключевого персонала умение работать на экономичных режимах, для проектировщиков опыт энергоэффективных решений, для технологов и нормировщиков опыт соотносить требования технологических режимов и экономии энергоресурсов.

8.   Уникальность работника (как личности). Данный фактор важен, прежде всего, для «штучных» специалистов или руководителей, от которых зависит принятие грамотных решений, инициативность, уважение в коллективе, в том числе и среди руководства, способность ставить и решать задачи.

По предложенной методике на угольных предприятиях Кузбасса и промышленных предприятиях Москвы был проведен экспертный опрос «Оценка важности факторов мотивации энергосбережения».Значения коэффициента конкордации варьировались в границах от 0,54 до 0,81, и в среднем составили 0,76, что свидетельствует о высокой согласованности мнений экспертов. Мнение экспертов о важности указанных в опросе факторов мотивации энергосбережения достаточно однородно.

Средние экспертные оценки превышают среднее значение используемой балльной шкалы, равное 3 баллам, и варьируются от 3,74 до 4,26 балла.

По данным экспертов, наибольшее влияние на процесс энергосбережения в целом по всем группам персонала оказывают: общечеловеческая культура работника, в том числе, культура энергопотребления; информированность об энергосбережении; фактор корпоративной причастности («корпоративный патриотизм»); степень влияния на энергосбережение (рис. 1).


Проведен анализ данных экспертного опроса с применением методов математической статистики (факторный анализ, метод главных компонент). Расчеты проводились в ППП STATISTICA, результаты приведены в табл. 1.Из таблицы видно, что все восемь рассматриваемых факторов мотивации энергосбережения являются значимыми и входят в первые четыре главные компоненты, с общей информативностью 90,35%. Оставшиеся 9,65% информативности приходятся на другие факторы, не включенные в анкету.


Таблица 1 

Важность факторов человеческого капитала, влияющих на эффективность деятельности по энергосбережению(в разрезе групп персонала)



 

Главная компонента

 

Факторы мотивации энергосбережения

 

Группа персонала

 

Наиме- нование

 

Важность,

%

 

Наименование

 

Наименование

Оценка экспертов, балл

 

 

 

 

 

 

 

F1

 

 

 

 

 

 

 

39,67

 

Уникальность работника

Персонал энергоменеджмента

4,2

Ключевой персонал

4,1

 

 

Стаж и опыт работы

Менеджеры подразделений

4,3

Персонал энергоменеджмента

4,3

 

Культура энергопотребления

Ключевой персонал

4,8

Персонал энергоменеджмента

4,7

Менеджеры подразделений

4,4

 

 

F2

 

 

22,99

Участие

в энергопотреблении

Ключевой персонал

4,7

Служба главного технолога,

нормирования производства

 

4,1

 

Информированность об энергосбережении

Высшие и старшие менеджеры

4,5

Персонал энергоменеджмента

4,5

 

 

 

 

 

 

F3

 

 

 

 

 

 

17,37

 

 

Уровень образования

Служба главного технолога,

нормирования производства

 

4,2

Высшие и старшие менеджеры

4,1

 

 

 

Понимание корпоративной причастности

 

Высшие и старшие менеджеры

 

4,3

Служба главного технолога,

нормирования производства

 

4,3

 

Общий персонал

 

4,2

 

 

 

 

F4

 

 

 

 

10,31

 

 

Степень влияния на энергосбережение

Высшие и старшие менеджеры

4,8

Менеджеры подразделений

4,5

Ключевой персонал

4,3

Персонал энергоменеджмента

4,2

Сумма

90,35

 

Среди всех рассмотренных факторов, влияющих на мотивацию энергосбережения, наибольшую важность (39,67%) имеют уникальность работника, стаж работы и накопленный опыт и культура энергопотребления(табл. 1). По оценке экспертов, эти факторы наиболее важны для энергоменеджеров, менеджеров подразделений и ключевого персонала.

Вторую по важности (22,99%) группу факторов мотивации составляют: участие в энергопотреблении и информированности. Эти факторы наиболее важны для ключевого персонала, высших и старших менеджеров, энергоменеджеров, службы главного технолога и нормирования производства.

Уровень образования и понимание корпоративной причастности («корпоративный патриотизм») (суммарная важность факторов – 17,37%) высоко оцениваются экспертами у высших и старших менеджеров, сотрудников службы главного технолога, нормирования производства и общего персонала.

Важность фактора степени влияния на энергосбережение составляет 10,31%. Наибольшие оценки фактора имеют высшие и старшие менеджеры, менеджеры подразделений, персонал энергоменеджмента и ключевой персонал.

Факторам, имеющим наиболее высокие оценки по результатам исследований. необходимо оказывать наибольшее внимание с позиций мотивации энергосбережения, например, ввести систему оценки профессиональной квалификации в области энергосбережения и включить данный аспект в действующие требовании к квалификации персонала.

 

 

 

Список литературы

 

1. Карпенко М.С. Формирование организационного механизма управления энергосбережением на горнопромышленных предприятиях. Автореф. дис. ... канд. техн. наук:– М.:2016. – 22 с.

2.   Коган П. А. Разработка системы мотивации для горных предприятий. // Горный журнал. – 2013. -№7 – С.51-52.

3.   Кокорев И.А. Управление персоналом организации в свете теории человеческого капитала: Дис. … д-ра экон. наук: - М., 2002. - 304 с.

4.Попкова Е.Г., Митрахович Е.Н. Мотивация как инструмент повышения энергоэффективности в промышленности. Экономические науки. 2010. Т. 63. №2. С. 108-111.