24 апреля 2016г.
Развитие и внедрение современных средств информационно-телекоммуникационных технологий является глобальной тенденцией эволюции мирового сообщества. Это связано с ростом информационных потоков и необходимостью быстрой передачи той или иной информации населению, развитием экономики, повышением конкурентоспособности в различных сферах общественной жизни. В результате, современные средства связи, в числе которых Интернет, становятся востребованной формой коммуникации, ведущей к возникновению принципиально новых каналов и способов коммуникационного взаимодействия между индивидами и властью. Кроме того, Всемирная Сеть несет в себе мощный управленческий потенциал, на базе которого формируется «электронное правительство».
В мировой практике под «электронным правительством» понимают систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Стоит отметить, что «электронное правительство» не предполагает собой замены традиционных органов власти. Оно определяется как дополнительная возможность обеспечения взаимодействия с обществом на основе современных информационно-технологических и коммуникационных технологий.
На данный момент также не существует какого-либо стандарта, на основе которого происходило бы формирование «электронного правительства». Имеется лишь набор некоторых общих требований и инструментов, реализуя которые возможно построить информационное общество6.
Создание «электронного правительства» предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки7.
В России работа по формированию «электронного правительства» началась в 2008 году, после принятия Правительством Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Согласно положениям Программы, электронизация органов власти строится на основе единых технологических стандартов с применением телекоммуникационных и информационно-коммуникационных сетей8.
6 Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. С. 480.
7 Кафедра электронной коммерции. Электронное правительство. URL: http://elcom.psuti.ru.
Стоит отметить, что система «электронного правительства» может стать мощным двигателем инновационного развития. В западных странах информатизация органов власти способствовала ужесточению требований населения к состоянию политической, экономической, культурной и интеллектуальной среды, оказала влияние на рост трудовой мобильности населения и развитие территории. В результате, произошел переход к принципиально иным стандартам жизни, а в обществе возник спрос на инновации9.
В России создание «электронного правительство» связано с повышением запросов населения на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.
Среди основных задач Программы можно выделить следующие:
1. Развитие Интернет-сайтов органов власти и органов местного самоуправления;
2. предоставление государственных и муниципальных услуг с помощью информационно- коммуникационных средств, в частности – сети Интернет;
3. повышение компьютерной грамотности населения;
4. внедрение информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития различных территорий;
5. развитие и обеспечение функционирования единой системы «электронного правительства» на всей территории России10.
Для реализации этих целей предусмотрено создание и расширение возможностей доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, обеспечение контроля за деятельностью органов власти и осуществление беспрепятственного межведомственного взаимодействия и обмена информацией.
Хотя, в России и создаются все условия для создания современной системы «электронного правительства», избежать проблем в реализации этой задачи органам власти не удалось. Среди трудностей, мешающих внедрению современных информационно-коммуникативных технологий, выделяют: недостижимые сроки для выполнения программ и нереальные цели, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, отсутствие квалифицированных сотрудников на уровне муниципалитетов, для управления электронным правительством, отсутствие мотивации сотрудников муниципальных органов к переходу на технологии электронизации, невозможность исключить человека из процесса удостоверения документа.
Важную роль в препятствовании внедрения кибер-технологий на местном уровне играет и низкая компьютерная грамотность населения, невозможность обеспечить достоверность информации, выкладываемой в Сеть, недоверие граждан к электронным видам услуг11.
Отсюда следует, что создание «электронного правительства» не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала необходимо решить проблемы кадрового, правового, технологического и финансового характера. Огромная роль в торможении информатизации играет бюрократия. В процессе внедрения «электронного правительства», всплывают все возможные подводные камни бюрократического управления. Это еще раз подчеркивает, что основные трудности, связанные с отсутствием явного успеха в реализации программ и планов «электронного правительства» в России лежат в законодательной и управленческой сфере, а не в технологической плоскости.
С проблемами поможет также справиться создание экспертных групп, которые бы проводили форумы и предоставляли свои рекомендации по реализации Программы. Недостаточность кадрового обеспечения решит выстраивание современной системы образования в информационной сфере и повышения квалификации сервисных способностей.
Главная характеристика «электронного правительства» – это направленность на удовлетворение потребностей и требований гражданского общества. Поэтому, одна из основных причин неработоспособности системы «электронного правительства» в России – отсутствие заинтересованности самого общества в этом процессе.
Таким образом, на первом этапе необходимо сформировать развитое гражданское общество, которое будет самостоятельно выбирать удобные для себя средства коммуникации с государством, станет главным источником и опорой для внедрения информационно-телекоммуникационных технологий и создания «электронного правительства».
8 Концепции формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» до 2010 года» от 6 мая 2008 г. N 632-р.
9 Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития //Информационные ресурсы России №5, 2012.
10 Долгосрочная целевая программа «Формирование электронного правительства на 2013-2016 годы» от 23 ноября 2012 года N 1454.
11 Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития //Информационные ресурсы России. №5. 2012.
Список литературы
1. Долгосрочная целевая программа «Формирование электронного правительства на 2013-2016 годы» от 23 ноября 2012 года N 1454.
2. Концепция формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» до 2010 года от 6 мая 2008 г. N 632-р.
3. Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития // Информационные ресурсы России. №5. 2012.
4. Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. С. 480.