Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Развитие и внедрение современных средств информационно-телекоммуникационных технологий является глобальной тенденцией эволюции мирового сообщества. Это связано с ростом информационных потоков  и необходимостью быстрой передачи той или иной информации населению, развитием экономики, повышением конкурентоспособности в различных сферах общественной жизни. В результате, современные средства связи, в числе которых Интернет, становятся востребованной формой коммуникации, ведущей к возникновению принципиально новых каналов и способов коммуникационного взаимодействия между индивидами и властью. Кроме того, Всемирная Сеть несет в себе мощный управленческий потенциал, на базе которого формируется «электронное правительство».

В мировой практике под «электронным правительством» понимают систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Стоит отметить, что «электронное правительство» не предполагает собой замены традиционных органов власти. Оно определяется как дополнительная возможность обеспечения взаимодействия с обществом на основе современных информационно-технологических и коммуникационных технологий.

На данный момент также не существует какого-либо стандарта,  на основе которого происходило бы формирование «электронного правительства». Имеется лишь набор некоторых общих требований и инструментов, реализуя которые возможно построить информационное общество6.

Создание «электронного правительства» предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки7.

В России работа по формированию «электронного правительства» началась в 2008 году, после принятия Правительством Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Согласно положениям Программы, электронизация органов власти строится на основе единых технологических стандартов с применением телекоммуникационных и информационно-коммуникационных сетей8.

 

6   Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. С. 480.

7 Кафедра электронной коммерции. Электронное правительство. URL: http://elcom.psuti.ru.


Стоит отметить, что система «электронного правительства» может стать мощным двигателем инновационного развития. В западных странах информатизация органов власти способствовала ужесточению требований населения к состоянию политической, экономической, культурной и интеллектуальной среды, оказала влияние на рост трудовой мобильности населения и развитие территории. В результате, произошел переход к принципиально иным стандартам жизни, а в обществе возник спрос на инновации9.

В России создание «электронного правительство» связано с повышением запросов населения на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.

Среди основных задач Программы можно выделить следующие:

1.     Развитие Интернет-сайтов органов власти и органов местного самоуправления;

2.     предоставление государственных и муниципальных услуг с  помощью информационно- коммуникационных средств, в частности – сети Интернет;

3.     повышение компьютерной грамотности населения;

4.     внедрение информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития различных территорий;

5.     развитие и обеспечение функционирования единой системы «электронного правительства» на всей территории России10.

Для реализации этих целей предусмотрено создание и расширение возможностей доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, обеспечение контроля за деятельностью органов власти и осуществление беспрепятственного межведомственного взаимодействия и обмена информацией.

Хотя, в России и создаются все условия для создания современной системы «электронного правительства», избежать проблем в реализации этой задачи органам власти не удалось. Среди трудностей, мешающих внедрению современных информационно-коммуникативных технологий, выделяют: недостижимые сроки для выполнения программ и нереальные цели, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, отсутствие квалифицированных сотрудников на уровне муниципалитетов, для управления электронным правительством, отсутствие мотивации сотрудников муниципальных органов к переходу на технологии электронизации, невозможность исключить человека из процесса удостоверения документа.

Важную роль в препятствовании внедрения кибер-технологий на местном уровне играет и низкая компьютерная грамотность населения, невозможность обеспечить достоверность информации, выкладываемой в Сеть, недоверие граждан к электронным видам услуг11.

Отсюда следует, что создание «электронного правительства» не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала необходимо решить проблемы кадрового, правового, технологического и финансового характера.  Огромная  роль  в  торможении  информатизации  играет  бюрократия.  В  процессе  внедрения «электронного правительства», всплывают все возможные подводные камни бюрократического управления. Это еще раз подчеркивает, что основные трудности, связанные с отсутствием явного успеха в реализации программ и планов «электронного правительства» в России лежат в законодательной и управленческой сфере, а не в технологической плоскости.

С проблемами поможет также справиться создание экспертных групп, которые бы проводили форумы и предоставляли свои рекомендации по реализации Программы. Недостаточность кадрового обеспечения решит выстраивание современной системы образования в информационной сфере и повышения квалификации сервисных способностей.

Главная характеристика «электронного правительства» – это направленность на удовлетворение потребностей и требований гражданского общества. Поэтому, одна из основных причин неработоспособности системы «электронного правительства» в России – отсутствие заинтересованности самого общества в  этом процессе.

Таким образом, на первом этапе необходимо сформировать развитое гражданское общество, которое будет самостоятельно выбирать удобные для себя средства коммуникации с государством, станет главным источником и опорой для внедрения информационно-телекоммуникационных технологий и создания  «электронного правительства».

 

8 Концепции формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» до 2010 года» от 6 мая 2008 г. N 632-р.

9   Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития //Информационные ресурсы России №5, 2012.

10    Долгосрочная целевая программа «Формирование электронного правительства на 2013-2016 годы» от 23 ноября 2012 года N 1454.

11     Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития //Информационные ресурсы России. №5. 2012.



Список литературы

1.     Долгосрочная целевая программа «Формирование электронного правительства на 2013-2016 годы» от 23 ноября 2012 года N 1454.

2.     Концепция формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» до 2010 года от 6 мая 2008 г. N 632-р.

3.     Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития // Информационные ресурсы России. №5. 2012.

4.     Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. С. 480.