Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

«Технологии хороши или плохи,

в зависимости от нашего их использования. Они суть продолжения нас самих» (Мартин Кастельс)

ХХІ век характеризуется циркуляцией чрезмерных объемов информационных потоков в обществе, посредством активной деятельности средств массовой информации, усовершенствования возможностей Интернета, а так же, появлениям новых цифровых технологий, их незаменимости в создании картины мира. Воспитанная в такой информационно-культурной среде молодежь является носителем ценностных ориентаций, норм, установок, правил поведения и форм восприятия окружающего мира современности, и, как следствие, обитателем, сформированной таким образом, новой культурной реальности. Интернет является особенностью нашего столетия, и, вмести с тем, представляет опасность нынешнего века. Попытка раскрыть особенности и характеристики такой неоднозначности, провоцируемой деятельностью вышеуказанных факторов, представлены в данной статье.

Эра информационных технологий неумолимо набирает обороты. Могли ли мы еще пять лет назад представить себе все то, что будет происходить сейчас. А сколько еще предстоит открыть и изобрести пытливому уму человека, остается только догадываться. Еще в 1985 году основатель Apple Стив Джобс говорил:

«Компьютер – это самый невероятный инструмент, который мы когда-либо видели. Его можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер-калькулятора, планировщика, художественного инструмента и так далее. Ни один предмет не обладает мощью и универсальностью компьютера... С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше» [5, c.118]. И его слова оказались пророческими.

Действительно, темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер, интернет и другие информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». И неудивительно, ведь сегодня на любой вопрос своего ребенка родителям легче всего ответить: «Посмотри в интернете».

Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Лишь малая часть молодого поколения задумывается о том, как правильно пользоваться плодами научно-технического прогресса. Остальные же молодые люди под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Об этом и стоит задуматься.

В данной статье, я постараюсь кратко рассмотреть: какие существуют положительные и отрицательные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций современной молодежи.

Положительные факторы:

1)      Появление новых образовательных технологий. Предполагается, что внедрение подобного рода технологий существенно сэкономит время школьников и студентов, затрачиваемое на поиск и обработку информации. Тысячи обучающих курсов по разнообразным темам существуют в режиме онлайн, позволяя человеку получить дополнительное образование, не выходя из дома.

2)     Возможности для общения. Интересные факты, чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13 лет, Интернету - 4 года, iPod - 3 года, а социальной сети «Facebook» -    всего 2 года. Что же так тянет молодежь к общению через Интернет - пространство? Опрос пользователей социальных сетей в возрасте от 14 лет до 21 года показал, что 36% из них легче говорить о своих проблемах в онлайне [6]. Поэтому интернет - друзья знают о них больше, чем офлайновые знакомые.

3)     Возможности для  познания мира. Сейчас, чтобы полюбоваться  видами Ниагарского водопада или красотой пляжа в Майами, не обязательно покупать билеты на самолет, а можно увидеть все это и многое другое, не выходя из дома.

4)   Возможности для работы. Интернет способствовал появлению десятка новых профессий и тысяч новых рабочих мест, что, некоторым образом, помогает решать проблему безработицы. Удивительно то, что 10 самых востребованных работ в 2013 году не существовало в 2004. В эту десятку как в 2014, так и в 2015 году входят IT - специалисты, логисты, руководители IT - проектов, инженеры и специалисты по нанотехнологиям. [4]

5)       Возможности для времяпровождения. Кроме вышеупомянутых социальных сетей, в интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет - магазинов, сайтов с фото, музыкой и видео.

В целом проанализировав положительные факторы, можно сделать вывод,  что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых ценностей у молодежи под влиянием информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Отрицательные факторы:

1)   Воздействие социальных сетей на процесс социализации молодых людей. И действительно, социальные сети занимают важную часть в жизни современной молодёжи, так как общение в сети является для них важнее всего и именно на это они тратят всё своё свободное время.

2)   Деструктивное воздействие информационных технологий. Интернет и телевидение в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации. Одна порнография чего стоит, а еще есть разного рода антигуманная и криминальная информация, навязчивая реклама - все это насаждает в обществе культ насилия, жестокости, искажая моральные устои и порождая ситуацию вседозволенности.

3)   Мошенничество в сети. Все больше подростков начинают заниматься компьютерным мошенничеством, предупреждают специалисты по сетевой безопасности. А в самом Интернет – пространстве вообще бытует мнение о том, что «хакерство – это круто».

4)    Вред для здоровья. Почти все специалисты призывают пользователей с осторожностью относиться к Интернету и компьютеру, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для здоровья. Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку; психологи сообщают, что дети и подростки, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире [1, c.80].

5)    Несамостоятельность молодого поколения. Несомненно, новые технологии делают нашу жизнь проще. Однако обработку информации и формирование аналитических выводов молодежь оставляет за поисковыми системами. Потребляя огромное количество информации, они зачастую не думают о ее содержании.

6)      Зависимость. Пожалуй, самый большой минус информационных технологий - это зависимость: кибермания, игромания, киномания, интернетмания, мания социальных сетей, уже давно стали обыденной данностью. Современный человек уже не представляет свою жизнь без техники, делающей его жизнь в сотни раз проще. Что же касается молодежи, самая большая их зависимость – это Интернет. Сегодня интернетманией страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания.

Таким образом, сегодня, современная молодежь перебывает в одновременно сложной и в то же время выгодной ситуации относительно своего культурного развития. Новейшие информационные технологии дают возможность освоить новые области знаний, которые, например, были закрытии или недоступны в прошлом, еще 20 лет назад. В то же время, такая вседоступность является соблазном для не до конца культурно- сформированной молодежи. «…превратиться в поколение «интеренет-идиотов», не способных к принятию разумных решений или слишком пассивных, чтобы воплощать их в жизнь» [5, c.121].

Главное же, что необходимо усвоить современной молодежи, что не нужно полагаться безоговорочно на прогресс и технологии, а использовать это лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

 

Список литературы

1.     Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры / Р.Ю. Александров // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. –1. С. 77-81.

2.     Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? //Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 56-65.

3.     Балла О. Человек Возможный: Компьютерная игра как этап в истории человека /О.Балла.//Знание-сила.- 2012.-N8.-С. 23-31.

4.     Виртуальная реальность vs реальная жизнь: выбор интернетчиков// ВЦИОМ Пресс выпуск № 2090. 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://wciom.ru/index.php

5.     Зулькорнеева Л. И. Ценности современной молодежи и научно технический прогресс // «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки». Астрахань, Смена, 2014, N 1 .- С. 117-121.

6.     Макеев А.Э. Исследование роли информационных технологий в формировании процесса социализации молодежи. - М., РАН Институт социологии, 2010. –[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.isras.ru/analytical_report.

7.     Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе.- Екатеринбург, У- Фактория, 2014.