24 апреля 2016г.
С целью проведения медико-социального выявления медико-социальных детерминант в работе отделений/ кабинетов медико-социальной помощи детских поликлиник, специалистами кафедры социальной работы ВолгГМУ было проведено исследование на тему: «Выявление основных медико-социальных потребностей пациентов детской поликлиники» (2013-2015гг.). В статье приводятся обобщенные данные, полученные на базе нескольких крупных детских поликлиник г.Волгограда.
Анкета была разработана исходя из целей и задач работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи [2], для всех членов семьи ребенка, и в ходе полевых работ стало очевидным превалирующее большинство «центрального игрока», основного заказчика услуг – мамы маленьких пациентов - 75%; 15% - бабушки; 10% респондентов – папы детей.
Первый социальный институт, с которым знакомится мама (в своем новом статусе) и ребенок – это социальный институт здравоохранения, манифестирующий себя посредством детской поликлиники. Поскольку частотность посещения детской поликлиники определяется возрастом пациентов, в виду мониторинга состояния здоровья малышей, профилактических мероприятий, календаря прививок и т.п., то, объективно - 68,5% посещений – это малыши в возрасте от 1месяца до 3 лет, из которых 87,2% - 1 раз в месяц в возрасте до 1 года. Следует отметить, что столь высокие цифры объясняются не только и не столько боязнью родителей санкций со стороны медицинского учреждения, а по большей части грамотным поведением последних. Например, в период обострения сезонных заболеваний, эпидемий, погодный аномалий и другими объективными препятствующими факторами, коридоры детской поликлиники пусты, а как только ситуация меняется и исчезает фактор риска, то родители принимают решение обязательности профилактического посещения участкового-педиатра или узкого специалиста.
Для определения условных групп здоровья опрашиваемым был задан вопрос о характеризующий частотность заболеваний у ребенка (Рисунок 1).
В качестве контрольного вопроса анкеты в отношении частотности посещения детской поликлиники был задан вопрос о причинах визита в поликлинику (Рисунок 2).
Степень медицинской активности членов семьи на фоне медико-гигиенической грамотности мы рассмотрели в компаративе с готовностью участвовать в профилактике заболеваний посредством оздоровительных процедур дома. Медико-гигиеническая агентивность членов семьи ребенка носит неплановый, эпизодический характер, притом, что теоретически респонденты вполне грамотно охарактеризовали саму медицинскую активность и медико-гигиеническую грамотность как посещение медицинских учреждений, выполнение рекомендаций и предписаний врачей, заботу о здоровье детей и близких; профилактику или преодоление вредных привычек, т.е. целенаправленную деятельность по формированию здорового образа жизни семьи и каждого ее члена в отдельности.
Плотный контакт с пациентами, а, точнее, с членами семей маленьких пациентов, подвел исследовательскую группу к вопросу об уточнении видов необходимой социально-медицинской помощи (Рисунок 3). Данный блок вопросов составлялся с целью уточнения уже существующих видов помощи и выявлению актуальных потребностей, незафиксированных в законодательстве.
Среди реабилитационных мероприятий, проводимых специалистами детских поликлиник, особое место занимает оздоровительная физкультура и лечебный массаж, осуществляемые
по полису ОМС. А, допустим, «грудничковое плавание» или плавание в раннем возрасте, которое не входит в базовую программу полиса ОМС, в большинстве случаев для родителей остаются неизвестным феноменом.
Одним из важных пунктов является потребность пациентов в проведении профилактических прививок и разъяснительной работы по поводу положительных и отрицательных сторон иммунизации [3], а также некоторых побочных эффектов и
борьбы с ними. Ответы опрашиваемых получились следующими: с тем, что
график прививок должен строиться, исходя из состояния ребенка, согласилось - 42,1 % родственников детей. К числу респондентов, считающих, что график прививок
нужно строго
соблюдать отнеслись - 52,6 %. Ни один из респондентов не отметил пункт о том, что все прививки являются вредными. И лишь 5,3% опрашиваемых сказали, что их детям стандартный курс прививок не показан.
Стоит отметить, что зачастую в детских поликлиниках обязанности специалиста по социальной работе как непосредственного сотрудника отделений (кабинетов) медико-социальной помощи перекладываются на средний медицинский
персонал, а роль специалиста нивелируется
[1].
Поэтому, то самое пресловутое и хорошо забытое с постсоветский период санитарно-гигиеническое просвещение носит формальный характер. А как видно из Рисунка 4, непосредственная агентивная работа с населением имеет спрос.
Следующий шаг предполагал определение необходимости внедрения таких дополнительных услуг при поликлинике, как: социально-правовое консультирование (33,2%); социально-психологическая помощь (45,8%); социально-гигиеническое просвещение (21%). При этом по мнению 41,6% опрашиваемых социально- психологическая
помощь
должна включать в себя
помощь в процессе адаптации ребенка к детскому саду, школе. За организацию тренингов на снижение агрессии у ребенка, как одного из видов социально-психологической помощи выступило 33,% респондентов. Консультирование по вопросам социально-психологических проблем у детей выбрало 25% родственников.
Наиболее эффективной формой разъяснительной работы, которая должна проводится при поликлинике, по мнению 45,8% респондентов стали индивидуальные консультации.
Анализируя результаты, можно сделать некоторые выводы по проведенному исследованию. Семьи детей, обслуживаемых в ряде детских поликлиник г. Волгограда имеют ряд проблем медико-социального характера, что и объясняет потребность создания форм оказания эффективной медико-социальной помощи в детской поликлинике.
Список литературы
1. Поплавская О.В., Соколова А.Г. К вопросу о правах лиц с психическими расстройствами на высокотехнологичную помощь //
Душевное здоровье населения на границе Европы и Азии Материалы 4-й Международной научно- практической конференции. - 2014. - С. 114-116.
2. Приказ Минздрава РФ от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»
3. Эртель Л.А. Особенности реализации права пациента на информацию о состоянии здоровья медицинское право. 2015. № 1. с. 14-16.