Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ САНОЛОГИЧЕСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Значимость социальных факторов в формировании здоровья детей предусматривает активную позицию не только врачей, педагогов, но и родителей как первых и главных агентов социализации ребенка. Сегодня изменилось отношение общества, медицины и самих людей к здоровью, можно сказать, что оно стало более требовательным: речь идет уже не просто о здоровье, как об отсутствии болезни, а о благополучии, о качестве жизни. Однако при этом подавляющее большинство родившихся детей имеют невысокий индекс здоровья или даже те или иные нарушения. Естественно, это сказывается на их последующем здоровье, когда они подрастают и составляют ту поколенческую когорту, которая является актуальным ресурсом социальной активности. Активно используемые термины «здоровьесбережение», «здоровый образ жизни» представляют собой описание должного, идеального. Реальная жизнь сложнее. Для того, чтобы обозначить аспект нашей жизни, который связан со здоровьем, мы используем термин «санологическое поведение». Санологическое поведение - это относительно устойчивая во времени система действий, влияющая на состояние здоровья человека. Она состоит из различных элементов (отдельных поведенческих актов), которые определенным образом соотносятся между собой. Данная система может быть уравновешенной, противоречивой, развивающейся, деструктивной. Противоречивость является весьма характерной чертой санологического поведения. Человек может быть весьма внимательным к своему питанию, и при этом избегать физических нагрузок. Может в погоне за сохранением здоровья применять диковинные диеты или не менее диковинные гимнастики, которые, в конечном счете, окажутся здоровьеразрушающими. На различных сайтах Интернета, посвященных здоровью, люди делятся иногда весьма странными рецептами и способами укрепления здоровья. Санологическое поведение человека обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. К субъективным относятся те, которыми человек может распоряжаться по своему усмотрению: вырабатывать собственную систему ценностей и создавать свой стиль жизни. Однако существуют обстоятельства, вынуждающие человека действовать определенным образом, независимо от того, как это скажется на здоровье. Соотношение между субъективными и объективными факторами весьма разнообразно.

Родительское санологическое поведение обусловлено множеством социальных факторов, среди которых весьма значимым является образовательный уровень. Поскольку возраст родителей различен, то образование они получали в разное время, что немаловажно с учетом бесконечного реформирования отечественно образовательной системы. Кроме того на санологическое поведение родителей влияет и их личный опыт. Родители, получившие высшее образование совсем недавно, еще не получили возможности практической его реализации и пользуются чисто теоретическими знаниями. С другой стороны родители, получившие образование 20-30 лет назад, используют в основном собственный опыт. В ином положении находятся родители, получившие образование несколько лет назад, т.е., имеющие некоторый опыт, который является дополнением к полученному образованию. Проведен социологический опрос 151 родителя детей в возрасте от 7 до 10 лет. Выбор исследуемого возраста детей обусловлен возможностью привития первых гигиенических и самоохранительных навыков, а так же подверженности этого возраста частым простудным заболеваниям.

Здесь мы остановимся только на двух моментах: выполнение врачебных рекомендаций (комплаенс) в случае болезни ребенка и выполнение врачебных рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению ребенка. По данным А.В. Решетникова результаты исследований исполнения пациентами рекомендаций врачей показывают, что лишь 50-60% пациентов выполняют в полном объеме предписания врача. Приведенные данные касаются взрослого населения, поэтому для нас особенно актуальным является поведение родителей в случае болезни ребенка и как влияет на комплайнс родителей уровень их образования. В случае болезни ребенка на родительское поведение влияет множество факторов, в том числе и отношение родителей к собственному здоровью, собственный социальный опыт (удачный или неудачный) профилактики и лечения заболеваний, а также опыт общения с медицинским персоналом.

Комплаентность в младшей родительской группе (до 29 лет) при среднем образовании составляет 54,5%, не всегда выполняют рекомендации врача 45,5%. Родители (100%) с высшим образованием комплаентны стопроцентно.

В возрасте от 30 до 39 лет 76,9% родителей со средним образованием всегда выполняют врачебные рекомендации, не всегда - 23,1%. Комплаентность родителей с высшим образованием наблюдается у 65,8%, не всегда выполняют рекомендации врачебные рекомендации 31,6%, не выполняют 2,6%.

В старшей возрастной группе (40 – 49) при среднем образовании всегда выполняют рекомендации врача 76,9%, не всегда выполняют рекомендации врача 23,1%. При наличии высшего образования комплаентность снизилась до 60,0%, на отклонение от медицинских рекомендаций указали 40,0% респондентов. По нашему мнению причина того, что значительная часть родителей старшей возрастной группы «не всегда» выполняют назначения врача, кроется в проецировании своего удачного или неудачного опыта лечения и соответственно доверия или недоверия врачу на ребенка.

В основе современного понимания формирования здоровья ребенка лежит концепция поступательного, этапного непрерывного формирования и восстановления здоровья. Как указывает А.А Баранов состояние здоровья ребенка в течение жизни может изменяться (динамическая система, в которой периоды ухудшения здоровья и нарушения функции различных органов и систем могут сменяться периодами их восстановления). Рекомендации по оздоровлению и профилактике, которые дает врач-педиатр родителям, всегда должны быть индивидуальными для каждого ребенка, и направленными не только на сохранение, но и на развитие здоровья.

Поэтому, нам  важно знать, как влияет на мотивацию родителей к выполнению профилактических  и оздоровительных рекомендаций врача, такие факторы, как возраст родителей и уровень образования.

Комплаентность родителей в возрасте 30 – 39 лет, имеющих среднее образование, зафиксирована у 65,4% информантов, не всегда выполняют рекомендации по профилактике оздоровлению 34,6%. При наличии высшего образования всегда выполняют рекомендации врача по оздоровлению и профилактике лишь 50,0% родителей, 47,4% не всегда выполняют подобные рекомендации, не выполняют совсем 2,6%. По нашему мнению родители с высоким образовательным уровнем более критично подходят к врачебным рекомендациям по профилактике и оздоровлению, что связано с недооценкой важности профилактических мероприятий, а так же завышенной оценкой собственных знаний. Хотя охотнее родители данной возрастной группы с высшим образованием выполняют врачебные рекомендации в случае болезни ребенка, что свидетельствует об одностороннем характере санологической мотивации. Адекватнее выглядят ответы родителей со средним образованием в данной возрастной группе, как в случае выполнении профилактических, так и лечебных мероприятий. Причины данного явления не лежат на поверхности и требуют анализа ситуации отношения к профилактике, которая сложилась в стране в последние годы. На сегодняшний день реалии таковы, что условиях ОМС профилактика отошла на второй план, и богатый опыт превентивной амбулаторно-поликлинической педиатрии остался невостребованным. По данным Л.П. Чичерина, социологические опросы участковых педиатров показали с точки зрения расценок ОМС «невыгодность» проведения профилактических мероприятий. Другой не менее значимой причиной неэффективности профилактического направления является отсутствие выработки профилактического мышления на всех этапах подготовки педиатрических кадров. Возможно, в этом кроется причина формального отношения врачей-педиатров первичного звена к профилактическим рекомендациям родителям. Хотя детский врач поликлинического звена должен быть, прежде всего, врачом-профилактиком. Конечно, сказывается и гораздо меньшее количество времени, отведенное на прием здорового ребенка и загруженность участковых педиатров отчетными формами. По данным исследований Национального НИИ общественного здоровья РАМН в каждом третьем случае контакты с медицинскими работниками поликлиники оцениваются ими как посещения для выписки рецептов на бесплатное питание или листков нетрудоспособности по уходу за ребенком отмечается невнимание к ребенку со стороны педиатра и медсестры и отсутствие индивидуального  подхода пациенту. Посещения детской поликлиники носят зачастую формальный характер, включая таковые с профилактической целью. Поэтому, видя столь формальный подход, родители, прежде всего с высшим образованием сами не ставят на первый план выполнение профилактических рекомендаций врача.

В младшей родительской группе (до 29 лет), имеющих среднее образование, всегда выполняют рекомендации врача по оздоровлению и профилактике лишь 45,5%, не всегда выполняют рекомендации врача по оздоровлению и профилактике 55,5%. При наличии высшего образования комплаентны 75,0%, не всегда выполняют подобные рекомендации 25,0%.. Мы считаем, что комплаенс явление, безусловно, положительное, но родители не должны бездумно следовать рекомендациям, кто бы их не давал. Поэтому доверие к врачу должно быть ответственным, а комплаенс рациональным.

 

Список литературы

1.     Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей. Под ред. А.А. Баранова. – М.: Союз педиатров России. 2012 – 692 с.

2.     Решетников А.В. Социология медицины: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 864 с.

3.     Чичерин Л.П. Актуальные проблемы социальной педиатрии России// Вопросы современной педиатрии.2006, Том 5, № 6 - с. 13-17.