Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Изучение исторического опыта имеет огромное значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов во всех отраслях экономической и общественной жизни. История расширяет кругозор, дает нравственные ориентиры для оценки и осмысления современных политических, экономических, культурных процессов в контексте опыта российской и мировой истории.

История выступает одной из важнейших форм самосознания людей, средством их «ориентации» в социальном пространстве, а также является одним из основных способов самоидентификации общества.

Одной из важнейших функций истории в высшей школе представляется воспитательная, поскольку изучение исторического прошлого формирует гражданские качества личности, помогает осознать такие категории как честь страны, долг перед обществом, позволяет правильно оценивать текущие события.

При реализации воспитательной функции в высшей школе закономерно возникает вопрос: какие качества нужно воспитывать? В настоящее время, в условиях внешних вызовов, отчетливо вырисовываются три основных качества, наиболее востребованных обществом и государством. Это патриотизм, межнациональное согласие и умение преодолевать трудности.

Процесс патриотического воспитания историей должен включать в себя воздействие на студенческую аудиторию через осознанное восприятие исторических знаний о традициях российского народа, его подвигах, талантах, нравственных качествах героев Отечества. «Эмоциональное переживание человеком героических свершений своих предков воздействует на формирование личности, ее нравственных качеств». [4, C.109]. Нужно воспитывать и уважительное отношение к символике нашего государства: к гербу, флагу, гимну страны.

Среди факторов, способствующих патриотическому воспитанию, можно выделить объективное изложение исторического прошлого. В настоящее время, в условиях информационной войны, появляется очень много статей в различных средствах массовой информации, порочащих не только наше настоящее, но и прошлое. Авторы пытаются исказить исторические факты в пользу своих заказчиков, очернить лидеров нашего государства, сделать акцент на негативных моментах исторического прошлого. Особенно много подобной лжи вокруг возвращения Крыма. Задачей преподавателя является обсуждение со студенческой аудиторией подобных статей, разоблачение ложной информации, а также распространение исторических знаний о героической борьбе российского народа против захватчиков, о героях различных войн, о талантливых соотечественниках [1, с.43].

Патриотическое воспитание включает также формирование высоких нравственных качеств у студенческой аудитории. В исторической литературе редко прослеживается нравственная сторона поступка, поведения, события или факта. И если студенты даже хорошо знают заслуги перед Отечеством великих правителей или государственных деятелей, таких как Петр I, Александр II, М. Сперанский, С. Витте, П. Столыпин и т.д., они далеко не всегда представляют нравственные устои и  мотивы их деятельности. Поэтому преподаватель на занятиях должен не только показать вклад великих сынов Отечества, но и уделить внимание их нравственной мотивации.

Патриотическое воспитание не преувеличивает успехи своего народа, не допускает его незаслуженное восхваление. В то же время нельзя недооценивать и противостоящую сторону в мирное или военное время, презирать предполагаемого или реального противника. Особенно актуальным этот тезис представляется в настоящее время, когда наша страна ведет борьбу с международным терроризмом, участвует в военных действиях на территории Сирии. Студенты должны осознавать, насколько важной является эта задача, что международный терроризм – это общемировая угроза, от нападения которого не застраховано ни одно государство. Студенческая аудитория должна также четко представлять национальные интересы России в XXI веке. Задачей преподавателя является не  только хорошее  знание концепции государственной безопасности, внешнеполитической и военной доктрины, реалий международной и внутренней жизни, но и заострение нужных проблем до уровня осознанного восприятия студентами.

Не менее важной воспитательной задачей представляется и воспитание межнационального и социального согласия. На протяжении нескольких столетий Россия является многонациональной страной, в которой проживают более 100 национальностей и народностей. Поэтому воспитание толерантного отношения к разным нациям, к их обычаям и традициям остается актуальным и востребованным российским обществом. Преподаватель должен стать главным проводником политики межнационального согласия среди студенческой аудитории, рассказывая о многовековом опыте российского государства в формировании и укреплении единого многонационального государства, рассматривая зарубежный опыт мирного сожительства народов в одном геополитическом пространстве и политику других стран по обеспечению дружелюбия между гражданами и народами в экстремальных условиях. Достаточно вспомнить опыт Великой Отечественной войны, когда плечо к плечу стояли все народы СССР, отдавая свои жизни за свое Отечество.

Обучение учащихся на историческом опыте прошлого умению преодолевать трудности является одним из приоритетных направлений воспитательной идеи истории. Преодоление трудностей – это не новое состояние для России. Ее история знала множество разрушительных войн, эпидемии, голод. Все это влекло за собой огромные жертвы и неустроенность жизни многих миллионов людей. Подобная ситуация наблюдается и в современной России, когда внешнеэкономические санкции и энергетический кризис резко ухудшили положение многих россиян. Задача преподавателя истории – убедить студента на исторических примерах, что и в не менее сложных, чем в настоящее время, условиях россияне терпеливо и успешно преодолевали трудности, что привнесет веру в возможность решения проблем, стоящих перед современным российским обществом.

В то же время хотелось бы отметить, что и государственным органам следует обратить особое внимание на воспитательную функцию истории. Как справедливо заметил историк Селезнев Ю.В. «патриотическое воспитание оказалось оторвано от исторического сознания». [3, C.11]. Современная политическая элита недооценивает историческое знание, о чем свидетельствует недостаточное количество часов по историческим дисциплинам в государственных программах различного уровня – от школы до вуза [2, C.201]. Еще раз хочется подчеркнуть, что именно историческое воспитание формирует гражданские качества личности, делает ее патриотом и борцом за интересы своего Отечества.

 

Список литературы

1.     Бизнес и патриотизм: проблемы совместимости /под ред Завражина А.В. – М.:МЭСИ, 2014.-214 с.

2.     Ковригин В.В. Соотношение исторической науки и содержания школьного исторического образования //Научное обозрение. 2008. №1. С.200-202

3.     Селезнев Ю.В. Становление профессионального сознания историка. Сб.: Образ прошлого: историческое сознание и его эволюция. – Воронеж, 2009. С.5-9.

4.     Удальцов В.Г. Функции истории в жизни общества. Государственная служба. 2014. №3. С. 106-109.