Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЛЕКС ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ДИЗАЙНУ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.


Идея рационального использования жилого пространства сегодня особенно актуальна, поскольку жилая среда современного человека активно заполняется многообразием различных вещей. В первую очередь, данная идея актуальна для малогабаритного жилья, которое особенно пользуется потребительским спросом. В этих условиях целью дизайна становится возможность совмещения функций вещей, что осуществляется посредством избавления от редко используемых, передавая их функции предметам, используемым постоянно.

Одним из способов экономии пространства в интерьере является применение трансформируемой многофункциональной мебели. Ее прототипом является мебель, которую стали изготавливать на рубеже XIX и XX веков для гостевых комнат особняков, где предусматривались спальные места в виде диванов, трансформируемых в кровать, диваны имели надстройки в виде полок и боковых тумбочек и пр. При разработке таких образцов предполагалась компактность элементов, выполняющих после несложных преобразований функции различной мебели.

Принцип трансформации, как основы в создании многофункциональной мебели, схематично представляется в виде модели: исходная трансформа – промежуточный процесс – новая трансформа. Сущность того или иного приема заключена в особенностях промежуточного процесса, поскольку начальная и конечная трансформы, как правило, задаются изначально (диван-кровать, шкаф-кровать и пр.).

Сегодня наиболее широкое распространение в процессе проектирования мебели находит применение комбинаторных приемов трансформации: добавление-убавление, складывание-раскладывание, вкладывание друг в друга и пр. Трансформация может основываться на принципах «гармошки» (Рисунок 1.а), «ширмы», «книги», «зонтика», «матрешки» (Рисунок 1.б), «слоенного пирога» и пр.




Для построений типа «трансформация» характерны два вида задач: трансформируемо-пакетируемая (Рисунок 3) и штабелируемая формы (Рисунок 2). Сущность первой заключается в создании изделий, обладающих способностью к превращению в «нерабочем» состоянии в предельно компактную форму. К таким изделиям можно отнести комбинированные шкафы с откидными, выдвижными или выкатными кроватью, столом, стулом, а также кресло-кровать, диван-кровать и т.д. Сущность штабелируемой, в свою очередь – в создании форм изделий, основанных на комбинаторном использовании свойств равенства, подобия или предельной пространственной сочетаемости одинаковых или типоразмерных форм сложной пространственной конфигурации, позволяющей их складировать (штабелировать) в компактное целое. Способы штабелирования различаются по вертикали; со смещением вперед и вверх; со смещением в сторону и вверх; по горизонтали; отдельными элементами.



Важно отметить, что требования эргономики вносят ограничения в разнообразие вариантов трансформации проектируемой мебели, что приводит к уменьшению количества приемлемых композиционных решений. Среди них – соответствие функциональному назначению, целевой аудитории, параметры проектируемой мебели, особенности конструкции, используемые для производства и функционирования мебели материалы и приспособления, психофизиологические и эмоционально-эстетические данные выбранной цветовой гаммы. Рассмотрим данные требования более приближенно.

Характеристика функционального назначения необходима для выявления специфических требований к проектируемой мебели исходя из условий ее эксплуатации и особенностей пользователя для обеспечения максимального приближения параметров продукта к возможностям и характеристикам человека. В результате такого анализа достигается соответствие мебели целевому назначению, что обеспечивает эффективность от ее эксплуатации.

Известно, что функциональность мебели определяется пользой, которую она должна привнести в жизнедеятельность человека. Вариативность применения мебели, то есть внесение дополнительных свойств и качеств, значительно расширяет границы ее использования одновременно сокращая площади, занимаемые мебелью в интерьере и высвобождая свободное пространство. Таким образом, при рациональном и экономичном использовании площадей человеку создаются оптимальные условия.




Исследование особенностей целевой аудитории позволяет создать мебель, адекватную его психофизическим возможностям и характеристикам. Соответственно, учитывая возраст пользователя, его пол, силовые возможности, национальность и пр. гармонизируются отношения человека и средового объекта при их взаимодействии (Рисунок 3).

Конструкция мебели также должна определяться исходя из ее назначения одновременно обеспечивая ее исправность и надежность при длительном бесперебойном использовании. Одновременно в течение установленного срока службы должны быть гарантированы прочность, износо- и формоустойчивость мебели, возможность и легкость ухода и ремонта, возможности многофункционального использования и трансформации, а также использование современных материалов, технологий и оборудования. Кроме того, важно обеспечить соответствие мебели нормам и стандартам, действующим на территории страны.

Конструкция мебели также связана со стоимостью, поскольку влияет на расход материалов и приспособлений. Особенности формы, способы или  приемы формообразования, габаритные размеры, могут значительно увеличить или уменьшить цену изделия. Соответственно, важно оптимизировать затраты на производство и эксплуатацию мебели исключая расхождение качества и цены. Кроме того, решения, принимаемые проектировщиком при работе над конструкцией мебели и выборе методов и приемов технологической обработки и сборки деталей должны учитывать кто (пол, возраст, состояние здоровья и пр.) и при каких условиях будет эксплуатировать мебель (Рисунок 4).


Цвет, как известно, является одним из важнейших компонентов среды обитания человека и с позиции эргономики должен учитываться с трех позиций: психофизиологии, психологии и эстетики, то есть выступать как фактор эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта.

Как фактор психофизиологического комфорта цвет создает благоприятные условия для определенной зрительной работы создавая оптимальное освещение или предлагая наилучший для глаз набор цветов. В этом качестве цвет способен компенсировать неблагоприятные воздействия климатических, микроклиматических условий, процессов жизнедеятельности и пр. С этой  позиции при выборе цветовой палитры мебели важно учитывать ассоциации (в случае ее массового производства) и личные предпочтения при индивидуальном заказе. Такой подход обоснован способностью цвета изменяться при изменении его чистоты, сочетании цветов, условий освещенности, а также особенностями возраста, пола, национальности, региона проживания, профессии, личного опыта, индивидуальных пристрастий, типа нервной системы и пр.

Как фактор эмоционально-эстетического комфорта цвет создает самостоятельное эстетическое воздействие и ощущение цветовой гармонии, а также используется как средство композиции. В этой связи цветовое решение мебели должно быть увязано с интерьером в целом (Рисунок 5).





Таким образом, охарактеризованный нами комплекс эргономических факторов в процессе производства будет определять как образ мебели в целом, так и составляющие ее элементы.

 

Список литературы

1. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды. / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: «Архитектура – С», 2007. – 328 с.: ил.