Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕКСТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ: СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2018г.

Статья посвящена исследованию текстов образовательной тематики, их специфики и основных видов. Интерес к текстам образовательной тематики в современном обществе связан, во-первых, с осознанием факта значимости образования и самообразования, во-вторых, с процессом глобализации образования, который проявляется в международном обмене знаниями и опытом.

Текст – это законченное речевое целое. Он обладает определенной структурой и критериями текстуальности: завершённостью, связностью, стилевым единством и цельностью. Тематикой текстов детерминированы некоторые их специфические особенности. Под тематикой следует понимать совокупность тем и ситуаций в тексте. Следовательно, тексты образовательной тематики функционируют в сфере образования. Они транслируют, воспроизводят и регулируют определенные ценности, знания, навыки и модели поведения; эти тексты также обусловлены социокультурными особенностями [2].

Образование направлено на решение социальных задач. Во-первых, это включение индивида в социальное пространство. Во-вторых, формирование и развитие индивидуальных, личностных качеств и способностей. В-третьих, подготовка профессиональных кадров. Реализация этих задач обуславливает объяснительный, описательный, нормирующий, технологический и принудительный параметры текстов. Описательные и объяснительные тексты выстраивают общую модель взаимоотношений в системе образования и в обществе. Нормирование происходит через создание системы оценивания. Технология предоставляет способы и схемы достижения задач образования. Тексты принуждающего характера определяют дисциплинарные и поведенческие рамки [2]. То есть специфика текстов образовательной тематики заключается в их амбивалентности. С одной стороны, они являются нормативными и предписывающими, с другой, репрезентирующими и интерпретирующими. Ключевым же концептом исследуемых текстов является образование. Он включает следующие категории: личность, индивид, обучение, развитие, социализация, воспитание, умения, навыки, способности, компетенции.

Язык текстов образовательной тематики, как правило, эмоционально-нейтральный, констатирующий. Одной из специфических черт является выражение долженствования, например: Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами [3].

Изучаемые тексты характеризуются использованием:

-       директивов – побуждение к совершению определённого действия, например: Ректору Университета В.М. Филиппову обеспечить эффективность и своевременность организации выполнения Работы [5];

-      репрезентативов – наличие описания и оценки: Довожу до Вашего сведения, что, несмотря на проведенные беседы и встречи с родителями, ученик 7б класса Иванов В.В. продолжает нарушать дисциплину [4];

-       декларативов – высказывания административно-управленческого характера, например, о зачислении студента, назначении на должность, вынесение выговора: На основании решения центральной приемной комиссии настоящим приказом зачисляются в общем конкурсе на бюджетной основе с 1-го сентября 2015 года студентами 1-го курса очного обучения бакалавриата следующие лица... [6]

Для некоторых текстов образовательной тематики также характерно использование перформативов, выстраивающих логическую последовательность, например: Таким образом, подводя итоги исследования функционирования позитивно-оценочных речевых актов похвалы и одобрения в коммуникативной ситуации урока, мы можем отметить следующее:... [8]

Текстам образовательной тематики свойственна метакоммуникативность, то есть это тексты, где «коммуниканты не только сообщают нечто, но и сообщают о самих сообщениях». В подобных текстах адресант озвучивает цели, задачи, итоги, например: сегодня вы узнаете…, на нашем уроке мы разберем с вами… [2]

Тексты образовательной тематики также отличает межинституциональный характер, который отражается в заимствовании текстов из других институционально-культурных полей. С образовательной целью могут быть использованы любые возможные тексты, так как предметная область образования «безгранична».

Рассмотрим некоторые типологии текстов образовательной тематики. Так Е.А. Кожемякин выделяет педагогические и непедагогические тексты. К первой группе относятся тексты общего характера, касающиеся педагогики и написанные специалистами в этой области, а также предписывающе- контролирующие тексты, в числе которых, например, учебные планы, отчёты, методические рекомендации, протоколы педагогических собраний, профессиограммы. Педагогические тексты описывают, нормируют и моделируют практическую деятельность. Тексты, которые используются в процессе осуществления образовательной программы в качестве материала, являются непедагогическими (учебники, хрестоматии, биографии) [2]. Таким образом, дифференциация текстов образовательной тематики происходит на основе их цели и адресатов – учитель / ученик.

Л.Н. Полунина предлагает разграничение видов текстов на основе уровня организации образовательного процесса: глобальный, региональный, национальный, институциональный и индивидуальный. Глобальному уровню, который функционирует в международном пространстве и регулируется международными организациями (ЮНЕСКО), соответствуют тексты-документы, формулирующие программные цели и основные принципы организации образования, направления его развития, определяющие перспективы совершенствования форм обучения для удовлетворения образовательных потребностей различных социальных групп. Под региональным образованием подразумевается образование в развитых и развивающихся странах. Для развитых стран характерна идея образования для всех и непрерывного образования; для развивающихся стран основной концепцией является ликвидация безграмотности. Разница образовательных стандартов закреплена в текстах- документах и обнаруживается в практических текстах. Национальные модели и системы предполагают опору на традиции и воспринимаются в контексте стран. Так, например, в Германии высокий процент нормирующих, технологических и принудительных текстов, в Англии – описательных и объяснительных. Институциональный уровень (органы власти, учебные заведения, профессиональные сообщества) включает большую индивидуализацию и большее текстовое дробление [7]. Таким образом, Л.Н. Полунина разрабатывает иерархическую типологию на основе сферы употребления и влияния.

И.С. Нечитайло различает аудиторные, дисциплинарные и педагогические ситуации. Следовательно, можно сделать вывод, что есть тексты дисциплинарные (правила), педагогические (методические рекомендации) и тексты, используемые в аудиторных занятиях (учебники) [1].

Учитывая межинституциональный характер текстов образовательной тематики, применима также транслатологическая классификация типов текста. Так П. Ньюмарк делит все тексты на три группы (в основе представленной типологии лежит функциональная теория языка К. Бюлера):

-     тексты с экспрессивной функцией: художественная литература, автобиографии, эссе, личная переписка;

-   тексты с информативной функцией: учебники, отчеты, статьи в периодическом издании, научные статьи, протоколы заседаний;

-   тексты с апеллятивной функцией: инструкции, реклама, агитационный текст, запросы, иски) [9]. При этом тексты образовательной тематики находят отражение во всех трёх выделенных П.

Ньюмарком группах.

Анализ различных теоретических источников информации позволил прийти к выводу, что тексты образовательной тематики – это тексты, функционирующие в сфере образования, направленные на развитие, обучение и совершенствование личности, обмен опытом и знаниями. Они отличаются нормативностью, регулятивностью, описательностью, интерпретативностью, метакоммуникативностью и межинституциональностью. При этом в настоящее время отсутствует единая полная и исчерпывающая классификация текстов образовательной тематики. Однако исследователи продолжают работу над этой проблемой и актуализируют разные аспекты для ее создания: ориентация на адресата, уровень организации образования и функции текстов.

 

Список литературы

 

1.        Дискурс университета: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 октября 2015 г. / БГУ; редкол.: Д. Ю. Король (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2015. – 167 с.

2.        Кожемякин Е.А. Образовательно-педагогический дискурс / Е.А. Кожемякин // Современный дискурс-анализ. Вып. 2, т. 1, 2010. – С. 27-46.

3.        Краткие методические рекомендации по организации и проведению открытого урока. – URL: http://pfgumrf.ru/семинар-на-тему-открытый-урок/

4.        Образец написания докладной на ученика. – URL: http://zayavlenievsud.my1.ru/publ/kak_pravilno_pishetsja/obrazec_napisanija_dokladnoj_na_uchenika/29-1-0-573

5.        О включении в государственное задание: Распоряжение Минобрнауки России от 5 декабря 2017 г. № Р-951. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/11935

6.        О зачислении в число студентов МГУ имени М.В. Ломоносова: приказ от 4 августа 2015 г. –URL: http://cpk.msu.ru/2015/documents

7.        Полунина Л.Н. Европейский образовательный дискурс: опыт типологического исследования / Полунина Л. Н. // Известия ВГПУ, 2011. – С. 127-130.

8.        Темиргазина З.К. Речевые акты похвалы и одобрения в педагогическом дискурсе / З.К. Темиргазина, М.С.Бачурка // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2017. Т. 8, № 1. – С. 97-105.

9.        Newmark P. A Textbook of Translation / P. Newmark. – Shanghai: Foreign language education press, 1987. – 311 p.