Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ К «АРГОНАВТИКЕ» АПОЛЛОНИЯ РОДОССКОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 марта 2016г.

По мнению некоторых исследователей, например Р. Альбиса, уже во вступлении к «Аргонавтике» Аполлоний стремился «воссоздать ситуацию создания эпической поэмы непосредственно в присутствии слушателей»1. Начав свое произведение с обращения к Аполлону, александрийский поэт воссоздает историческую ситуацию исполнения эпической поэмы: гимн к божеству предшествовал основному рассказу. Об этом свидетельствует, например, Пиндар: «Гомериды, певцы сшитых слов, часто начинают с проэмия к Зевсу» (Нем. 2, 1-3). Эпические поэты, состязаясь на религиозных праздниках, перед началом песни обращались к богам, чтобы снискать их расположение2. Такого рода гимны были собраны под названием «Гомеровские гимны». Проэмием, вступлением к песне, Фукидид называет гимн «К Аполлону» (3, 104). Гимны  «К Деметре», «К Афродите», «К Аполлону» и «К Гермесу» заканчиваются словами: «αὐηὰπ ἐγὼ καὶ ζεῖο καὶ ἄλληρ μνήζομ' ἀοιδῆρ» («А я вспомню тебя и другую песнь»). Г. Надь называет это «стартовым концом песни»3.

Древние эпические поэты начинали свои произведения с обращения к божеству, поскольку по античным представлениям, «сама поэзия исходит от богов, бессмертные становятся своего рода истоком творчества, давая поэту некий импульс»4. Гомер описывает процесс создания песни на примере Демодока: ὁ δ' ὁπμηθεὶρ θεοῦ ἤπσεηο, θαῖνε δ' ἀοιδήν («Он начал с вдохновившего его бога и явил свою песню») (Одиссея. 8, 499).

 

1 Albis 1996: 8.

2 Nagy 1990: 353-354.

3 Nagy 1996: 85.

4 Гринцер Н, Гринцер П. 2000: 28.


Во вступлениях к «Илиаде» и «Одиссее» Гомер подчеркивает, что его поэмы рождаются благодаря руководству Муз: «Гнев, богиня, воспой...», «Муза, скажи мне о том многоопытном муже...».

Обращение к Аполлону в поэме Аполлония говорит о преемственности. Вместе с тем оно имеет и дополнительное, внутреннее композиционное обоснование. Получив оракул Аполлона, Пелий послал Ясона за золотым руном. Герой отправляется в путь после того, как бог пообещал ему успех в предприятии. Таким образом, Аполлон подвигает поэта рассказать о событиях, причиной которых был он сам. Аполлоний стремится создать впечатление, что божественное вдохновение переносит его в мифологические времена, и он сам присутствует при описываемых событиях. Этого он достигает благодаря хронологической последовательности в изложении5 и авторским замечаниям по ходу повествования.

Такого рода «присутствие» поэта в своем повествовании характерно для александрийской эпохи. Например, во втором, пятом и шестом гимнах Каллимаха мифологическое повествование обрамляется авторским описанием обстоятельств, при которых исполняется песня. Например, в пятом гимне описывается, как изображение Афины выносят из храма, омывают и облачают в новые одежды. Поэт наблюдает за исполнением этого ритуала и излагает мифы,  связанные с  этим божеством.  Миф часто объясняет происхождение составляющих современного певцу религиозного обряда. В то же время, благодаря такому соотнесению прошлого и настоящего автор вступает во взаимодействие со своим повествованием, а это влечет за собой возрастание авторского начала по сравнению с «Гомеровскими гимнами». Таким образом, зачин «Аргонавтики» может служить отсылкой и к новой поэтической эстетике.

В отличие от Гомера автор «Аргонавтики» начинает поэму от первого лица: «я вспомню о славе древних мужей». Прославление героев было постоянной темой эпоса. Об их «славе» в «Одиссее» поет Демодок (8, 73), а в «Илиаде» – Феникс (9, 524) и Ахилл (9, 189). Перефразировав формулу κλέα ἀνδπῶν и использовав в дальнейшем формульное выражение κλείοςζιν ἀοιδοί (1, 18; 1, 59), Аполлоний подчеркивает традиционность своего материала. Вместе с тем он противопоставляет себя предшественникам:

Νῆα μὲν οὖν οἱ ππόζθεν ἔηι κλείοςζιν ἀοιδοί

῎Απγον ᾿Αθηναίηρ καμέειν ὑποθημοζύνῃζι·

νῦν δ' ἂν ἐγὼ γενεήν ηε καὶ οὔνομα μςθηζαίμην ἡπώων, δολισῆρ ηε πόποςρ ἁλόρ, ὅζζα η' ἔπεξαν πλαζόμενοι·

Еще прежде поэты славили, как Арг построил по наставлениям Афины корабль. Я же теперь [назову] имена героев и расскажу об их происхождении и о том, что они совершили, долго блуждая по морским путям.(1, 18-22)

Таким образом, Аполлоний, с одной стороны, подчеркивает свою оригинальность, а с другой, – выступает как продолжатель традиции6. Первая проявляется, прежде всего, в уточнении различных фактических подробностей (имена, события, географические названия), весьма напоминающем труд ученого филолога- комментатора.

В этом месте поэмы поэт в первый раз упоминает Муз, назвав их ὑποθήηοπερ. Этим словом обозначались специальные жрецы в Дельфах, которые принимали от Пифии оракул и объясняли его вопрошающим7. Поэт нередко уподобляется жрецу в античной лирике. Пиндар обращается к Музе: «Муза, вещай, я пророк твой» (fr. 150 Snell). Поэт истолковывает слова божества, выступая в роли посредника между ним и людьми8. Образ поэта- жреца9 использует в 22 идиллии александриец Феокрит, описывая бой Полидевка с Амиком:

Πῶρ γὰπ δὴ Γιὸρ ςἱὸρ ἀδηθάγον ἄνδπα καθεῖλεν; εἰπέ, θεά, ζὺ γὰπ οἶζθα· ἐγὼ δ' ἑηέπων ὑποθήηηρ

θθέγξομαι ὅζζ' ἐθέλειρ ζὺ καὶ ὅππωρ ηοι θίλον αὐηῇ.

  

5   Р. Альбис (Albis 1996: 52) считает, что перечисление событий в хронологическом порядке придает субъективность повествованию. Ср. рассказ Одиссея о своих испытаниях.

6    Акцентирование собственной оригинальности в разработке традиционной темы было характерно для александрийских поэтов. Ср.Каллимах. Гимн «К Аполлону»:

ὤπολλον, πολλοί ζε Βοηδπόμιον καλέοςζι, πολλοὶ δὲ Κλάπιον, πάνηη δέ ηοι οὔνομα ποςλύ· αὐηὰπ ἐγὼ Καπνεῖον· ἐμοὶ παηπώιον οὕηω.

«Аполлон, многие зовут тебя Боэдромием, многие – Кларием, у тебя много имен повсюду, я же зову Карнеем. Так мне завещано отцом».

Вместе с тем Каллимах показывает, что, приводя редкое культовое имя бога, он следует местной традиции.(69-71)

7 Albis 1996: 20-21. Beye 1982: 14-15.

8 Гринцер Н, Гринцер П. 2000: 42

9 Важно отметить, что директор Мусейона имел официальный титул «жрец Муз» (Pfeiffer 1968: 125).


Как сын Зевса победил прожорливого мужа? Скажи, богиня, ведь ты знаешь. А я, как истолкователь, расскажу другим, что желаешь, и как тебе угодно.(116-118)

Весьма показательно, что Феокрит использует практически тот же термин, что и Аполлоний – ὑποθήηηρ. Однако характерным образом в «Аргонавтике» в роли Пифии выступает сам поэт, а Музы превращают полученный им «оракул» в поэтическое произведение. Таким образом, Аполлоний утверждает свой авторский статус: поэт играет в поэме ведущую роль10.

Необходимо отметить еще одну черту, отличающую «Аргонавтику» от «Илиады» и «Одиссеи». Во вступлениях к гомеровским поэмам обозначается общая тема и ключевые эпизоды повествования. Аполлоний, заявив о своем намерении воспеть плавание аргонавтов, кратко намечает их конкретный маршрут – «через устье Понта и через Темные скалы» – это еще одно проявление «учености», которую В.П. Завьялова выделяет как общую черту эллинистической поэзии, состоящую, в частности, в «перенасыщении поэтического текста географическими названиями»11.

 

Список литературы

1.      Гринцер Н, Гринцер П. 2000 – Гринцер Н.П. Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., 2000.

2.      Завьялова 1980 – Завьялова В.П. О функционально-стилистическом значении антономасии в гимнах Каллимаха // Вопросы классической филологии. Вып. 7. М., 1980.

3.      Чистякова 1999 – Чистякова H.A. история возникновения и развития древнегреческого эпоса: Курс лекций. Спб., 1999.

4.      Albis 1996 – Albis R.V. Poet and Audience in the Argonautica of Apollonius. Boston, 1996.

5.      Beye 1982 – Beye C. R. Epic and Romance in the Argonautica of Apollonius. Literary Structures. Carbondale, 1982.

6.      Nagy 1990 – Nagy G. Pindar‘s Homer. The Lyric Possession of an Epic Past. Baltimore, London. 1990.

7.      Nagy 1996 – Nagy G. Homeric Questions. Austin, 1996.