Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Отношения между автором и издателем составляют отдельный аспект авторского права. История авторского права показывает, что раньше всего возникло исключительное право на распространение (перепечатку) музыкальных произведений, причем зародилось оно в защиту издателя, а не автора. 4 февраля 1830 года  вышло Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О правах сочинителей, переводчиков и издателей»; двумя годами ранее, в цензурном уставе 1828 года, говорилось о возможности перехода исключительного права автора к его правопреемникам. Издатель позиционировался правопреемником автора в пределах, определяемых специальным документом – «условием» между ним и автором (позже – издательским договором). А.И. Рейтблат отмечает, что с конца 1780-х годов заключение таких «условий» составляло обычную процедуру. Их стандартная форма не менялась вплоть до первой трети XIX века [см.: 3, с. 109-110].

В документах музыкального издательства «А. Гутхейль» из фонда РГАЛИ [1] сохранились договоры издательства с некоторыми авторами: В.Н. Пасхаловым, А.С. Аренским, А.К. Лядовым, А.Н. Александровым и др. Изучение этих документов свидетельствует о том, что со второй половины XIXвека до принятия закона об авторском праве в 1911 году каждый акт передачи авторских прав закреплялся условием по типу следующего:

«1865 года сентября 16го дня мы, нижеподписавшиеся Титулярный Советник Александр Иванов Дюбюк и Московский 2 гильдии купец Александр Богданов Гутхейль, заключили сие условие в том, что я, Дюбюк, продал ему, Гутхейль, в полную его собственность принадлежащие мне сто тридцать народных Русских песен, аранжированных мною для фортепиано ценою за четыреста рублей серебром <…>» [1].

В 1911 году вышел закон, объединивший в одном акте нормы о литературном, музыкальном, художественном, фотографическом праве и об издательском договоре. С введением этого закона, в котором издательскому договору посвящена отдельная глава, в издательской практике того времени получают распространение типовые договоры об отчуждении авторских прав между композитором и музыкальным издателем. Сопоставим текст одного из таких договоров (см.: курсив) с основными положениями седьмой главы («Издательский договор») Закона «Об авторском праве» 20 марта 1911 года [2]:

Договор об отчуждении авторских прав

Москва, 1916 года июля 19го дня. Мы, нижеподписавшиеся Анатолий Николаевич Александров с одной стороны, и фирма «А. Гутхейль», с другой стороны, заключили настоящий договор в нижеследующем. Я, Анатолий Николаевич Александров, навсегда продал фирме «А. Гутхейль» принадлежащее мне исключительное и неограниченное авторское право, в полном его объеме и во всех видах его осуществления, на следующие мои музыкальные произведения: ор. 1 Пять прелюдий и ор. 10 Четыре прелюдии для фортепиано.

В силу издательского договора автор, уступивший другому лицу (издателю) право на одно или несколько изданий своего произведения, обязан предоставить последнее в распоряжение издателя, который, со своей стороны, обязан издать это произведение в надлежащем виде и в условленном количестве экземпляров и принять все обычно соблюдаемые меры к распространению издания (ст. 65).

По сему, названной фирме и ее правопреемникам, принадлежат нижеследующие права повсеместно, как в России, так и во всех странах заграницей:

1)    Право дальнейшего отчуждения или переуступки, сполна или по частям, приобретенных названной фирмой от меня, Александрова, по сему договору авторских прав, не спрашивая на это согласия моего, Анатолия Александрова, или моих наследников и правопреемников.

Переуступка приобретенного издателем права другому лицу допускается только с согласия автора или его правопреемников (ст. 67).

2)   Право публичного исполнения моих вышеозначенных произведений;

Уступка права на издание драматического, музыкального или музыкально-драматического произведения не заключает в себе уступки права на публичное его исполнение<…> (ст. 74). 

право на сопровождение сценических и кинематографических представлений музыкой сих произведений, исполняемой посредством пения, декламации, игры на инструментах или каким бы то ни было механическим путем;

право воспроизведения и размножения: путем печати, литографическим, фотографическим, цинкографическим, всякими графическими и, вообще, всеми возможными, ныне известными и могущими быть примененными или изобретенными способами;

право опубликования и распространения означенных моих произведений с русским текстом и с переводами оного на другие языки, как в том виде, в коем они мною сочинены и переданы названной фирме, так и с дополнениями, сокращениями или, вообще, с изменениями, сделанными по усмотрению названной фирмы или ее правопреемников.

3)    Право первого и всех дальнейших последующих изданий моих вышеозначенных произведений и выпуска таковых в свет, как в виде отдельных оттисков, так и в виде сборников, томов, альбомов и т.п., в сроки и в количестве экземпляров, по усмотрению названной фирмы; право определения формата и вида изданий и обложки: назначения и изменения продажных цен.

За отсутствием соглашения относительно срока издания произведения, издатель обязан выпустить его в свет в соответствующий обстоятельствам срок и, во  всяком случае, не позже трех лет со дня заключения договора или получения произведения, если оно передано позже. Если издание не последует в течение трех лет, то договор, по заявлению автора, прекращается. <…> (ст. 68).

За отсутствием соглашения относительно числа изданий или количества экземпляров, <…> издатель нот имеет право на одно издание в количестве не свыше двухсот экземпляров (ст. 69).

4) Право на составление, издание и публичное исполнение: сокращений, извлечений, переработок, попурри и на включение в попурри совместно с произведениями других авторов;

Издатель не вправе, без согласия автора или его наследников, вносить какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения ни в  самое произведение, ни в  заглавие его, ни в обозначение в  нем автора, за исключением лишь таких, вызываемых явною необходимостью, изменений, в согласии на которые автор не мог бы по доброй совести отказать (ст. 70).

право на переложения, в целом или в части: на один или несколько голосов или инструментов или для хоров, в другие тона, отдельные инструменты или на разные оркестры, на переинструментовку, а также на переложение на всякого рода механические ноты (диски, пластинки, цилиндры и пр., существующие и могущие быть сконструированными или изобретенными), предназначенные для исполнения музыкальных произведений или, вообще, для воспроизведения звуков: посредством граммофонов, фонографов, пианол, фонол, и прочих механических инструментов и аппаратов, как ныне существующих, так и впредь могущих быть сконструированными или изобретенными.

Уступка права на издание драматического, музыкального или музыкально-драматического произведения не заключает в себе уступки права <…>на переложение музыкальных произведений на инструменты, воспроизводящие их механически (ст. 74).

5)      Право собственности и отчуждения моего манускрипта, гравировальных досок и всех других принадлежностей отчуждаемого произведения и моих авторских прав. Если бы срок авторского права был продлен законом, или объем охраны авторских прав был бы расширен в России или заграницей, путем международных договоров, то эти продления и расширения входят в состав настоящей передачи, равно как и всякие другие, могущие быть установленными расширения авторских правомочий. Словом, я, Александров, не оставляю в своем распоряжении или собственности никаких, без всякого исключения, прав на означенные мои произведения: ни авторских; ни прав изъявления, согласия на те или иные действия издателя, на кои закон требует согласия автора, ни каких-либо иных, ни существующих, ни впредь за мною, Александровым, по закону, могущих быть признанными, и все таковые мои права передаю сполна названной фирме и ее правопреемникам.

При чем, я, Александров, отказываюсь: от заимствования мелодий из означенных моих произведений для других моих композиций, от включения таковых произведений в полное издание моих произведений (таковое включение может иметь место только с согласия названной фирмы или ее правопреемников), и от пользования текстами, послужившими материалом для моих вышеописанных произведений, или их переводами, для моих других композиций.

В полном собрании своих произведений автор может поместить и такие произведения, право на издание коих уступлено им другим лицам, если со времени появления их в свет прошло <…> более десяти лет. Автор, однако, не вправе продавать эти произведения отдельно от полного собрания (ст. 72).

Автор, уступивший право на издание своего произведения, может вновь издать его, если оно настолько существенно переработано, что должно быть рассматриваемо как новое произведение (ст. 73). Причитающееся мне, Александрову, за передачу и отчуждение моих вышеописанных прав и за изъявление моего согласия на вышеозначенные действия названной фирмы и ее правопреемников, в сумме четыреста пятьдесят рублей, от фирмы «А. Гутхейль», при подписании сего получил и расчет по сему договору сполна окончил. Настоящий подлинный экземпляр договора имеет фирма «А. Гутхейль» [1].

Заметим, что те действия, правомерность которых сохраняется лишь с согласия автора (ст.ст. 67, 70, 74), в договоре между А.Н. Александровым и издательством «А. Гутхейль» решаются в пользу издателя (автор не ограничивает права издателя). Так, композитор предоставляет издателю право переуступки, право на публичное исполнение произведений, право на переложения на звуковоспроизводящие инструменты, а также отказывается от использования проданных сочинений в полном собрании своих произведений. В этом смысле издатели продолжали выступать в роли импресарио автора, всецело распоряжаясь авторскими правами и осуществляя работу по распространению его сочинений.

Резюмируя вышесказанное, еще раз подчеркнем, что после принятия закона об авторском праве в 1911 году форма и содержание договора между композитором и издателем существенно изменились. На смену краткому «условию» между сторонами, заключавшемуся в продаже сочинения в собственность издателя, пришел договор об отчуждении авторских прав с градацией этих прав и с подробно прописанными нюансами в каждом из них.

 

Список литературы

 

1.        Материалы музыкального издательства «А. Гутхейль» // Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2743, оп. 1, ед. хр. 335, 50 л.

2.        Полное собрание законов Российской империи [Электронный ресурс] // Электронный фонд Российской Национальной Библиотеки. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1423(дата обращения: 18.12.2016).

3.        Рейтблат А.И. Как  Пушкин вышел в гении:  Историко-социологические  очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2001.