Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ГАТУЕВА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В деле развития христианского просветительства в Осетии велика деятельность отдельных представителей духовной интеллигенции. Известную роль они сыграли в дальнейшем развитии школьного дела, в переводе книг религиозно-нравственного и учебного характера на осетинский язык. У просветителей церковной интеллигенции оживился интерес к родному фольклору, к истории и духовной культуре своего народа. Значительное внимание в своем творчестве они уделяют родному языку.

В историю христианского просвещения большой вклад внес Алексий Гатуев – один из наиболее замечательных представителей осетинской интеллигенции ХIХ столетия.

С отличием окончив Тифлисскую духовную семинарию, Гатуев более двадцати лет служил в церкви святого пророка Ильи в селении Салугардан. Он ввел богослужение на осетинском языке. Службы на родном языке были гораздо ближе  и понятнее народу и привлекали прихожан. Приход, где служил отец Алексий, считался одним из лучших в Осетии. В 1878 году газета «Терские ведомости» отмечала: «Как пример высокого духовного развития, мы можем указать на селение Салугардан. Священником там благочинный Гатуев; богослужение совершается на родном осетинском языке; в церкви часто говорятся проповеди, наставления, и любовь к церкви крепнет более и более» [5].

В 1879 году съездом духовенства Гатуев был утвержден в должности благочинного в Дигории. Отец Алексий положил немало трудов в дело строительства храмов в своем благочинии. При его содействии были построены церкви в Махческом, Стур-Дигорском, Дагомо-Архонском, Ново-Урухском приходах и часовня в селении Бирагзанг.

Важнейшей задачей Гатуев считал дело миссии. Сложная обстановка складывалась в Дигории. Пропаганда эмиссаров из Турции в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов, влияние кабардинских проповедников ислама – все это значительно осложняло работу миссионера. Самоотверженными усилиями талантливому проповеднику удалось «спасти горную Дигорию от поголовного отпадания от православной веры» [3, с.11].

В 1902 году был возведен в сан протоиерея. Успехи  его миссионерской деятельности неоднократно отмечались в отчетах Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Гатуев был награжден орденами св. Анны III и II степени.

Отец Алексий много боролся против таких реакционных обычаев, как похищение девушек, выплата калыма, разорительные расходы на похоронах и поминках. Этой проблеме была посвящена его статья «Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии», опубликованная в «Терских ведомостях» [2].

А. Гатуев тесно сотрудничал и много лет переписывался с крупнейшим деятелем русской науки В.Ф. Миллером. Во время своей второй научной экспедиции в Осетию летом 1880 года ученый несколько дней провел в доме Гатуевых в селении Салугардан. В доме священника Миллер познакомился с осетинскими обычаями, которые затем описал в работе «В горах Осетии». По просьбе В.Ф. Миллера отец Алексий совместно с другими представителями осетинской интеллигенции принял участие в сборе  этнографического и фольклорного материала. Собранные им в Дигории сведения о религиозных  верованиях, общественных праздниках, святилищах, были включены Миллером в очерк «Религиозные верования осетин», вошедшие во вторую часть

«Осетинских этюдов» [6, с. 237-301].

Летом 1883 года Гатуев познакомился с выдающимся ученым М.М. Ковалевским, совместно с которым В.Ф. Миллер совершал свою четвертую научную экспедицию в Северную Осетию.

В Алагире основным информатором и помощником Ковалевского стал отец Алексий. Он предоставил ученому ценный материал о терминах искусственного и свойственного родства, правах и наследования, формах брака и свадебных обрядах, верованиях осетин.

Алексий Гатуев занимался и педагогической деятельностью, преподавал Закон Божий в женском и мужском училищах, в начальных классах женской гимназии. Он мечтал о создании газеты на родном языке. Еще в 1891 году он испрашивал у архиерея позволения издавать прибавочный листок к «Терским ведомостям». В программу предполагалось включить такие разделы, как «объяснение Деяний Апостолов, краткие поучения о местных суевериях и предрассудках, народные предания, переводные стихи и другие произведения» [1, с.79]. К сожалению, этот проект не был осуществлен.

В 1895 году по предложению епископа Владимира Гатуев издавал «Епархиальный листок» – приложение духовного содержания при «Терских ведомостях».

В начале 1900-х годов отец Алексий возглавил работу Комиссий по пересмотру перевода на осетинский язык Евангелия от Матфея. В состав Комиссии были включены священнослужители (А. Гатуев, М. Коцоев, К. Токаев, А. Цаликов, М. Хетагуров, А. Цаголов) и миряне (Г. Баев, Ф. Голиев, А. Кубалов, З. Кубалов, Х. Уруймагов, К. Хетагуров). Коста Хетагуров не смог участвовать в деятельности Комиссии, поскольку работа в газете «Северный Кавказ» поглощала все время.

В 1908 году А. Гатуева назначили председателем комиссии по пересмотру богослужебных книг на осетинском языке. Ее членами были протоиерей Николай Цоколаев, иерей Моисей Коцоев, Харлампий Цомаев. Состоялись три заседания комиссии. По ее постановлению священники Цомаев, Коцоев и Рамонов подготовили к изданию Служебник, Требник и книгу молебных пений.

К сожалению, всем творческим планам Гатуева не суждено было осуществиться, но оставил по себе «неизгладимую  память в  истории христианства  в  Осетии и в  сердцах истинных ревнителей христианского просвещения Осетии [4, с.32].

Христианскому просвещению Осетия обязана появлением и представителей образованной осетинской интеллигенции. Идеи просвещения в дальнейшем развивали в своем творчестве К. Хетагуров, М. Гарданов, А. Гассиев, Ц. Амбалов, Х. Уруймагов, Г. Дзасохов, С. Мамитов, А. Медоев, А. Кануков и многие другие представители местной интеллигенции. Они хорошо понимали нужды своего народа, его искреннее стремление к знаниям, к просвещению, и всеми доступными им средствами и мерами поддерживали это благородное дело своего народа.

 

Список литературы

1.     Андрей (Мороз), Игумен. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006. 145 с.

2.     Гатуев А. Об искоренении суеверных и разорительных обычаев в Осетии // Терские ведомости. 1881. № 136.

3.     Гостиева Л.К. // Протоиерей Алексий Гатуев. Христианство в Осетии. Владикавказ, 2007. 126 с.

4.     Кочисов В. К. Чеджемов С. Р. История развития народного образования в Осетии. Владикавказ: СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2001. 99с.

5.     Магкаев Б. Ир // Терские ведомости. 1878. № 40.

6.     Миллер В. Религиозные верования осетин // Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГИ, 1992. 215 с.