Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ В ВОДЕ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САНАТОРИЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
10 декабря 2015г.

Здоровье детей, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье и образовательном учреждении, уровень медицинской помощи. Сохранение и укрепление здоровья детского и подросткового населения Российской Федерации – одна из приоритетных медико–социальных задач общества в современных условиях. По сравнению с взрослыми дети, в силу незавершенности процессов роста и развития, находятся в своеобразных условиях и в большей степени подвержены влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий [6].
Заболеваемость органов дыхания в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту. Известно, что предотвратить формирование и прогрессирование хронических неспецифических заболеваний верхних и нижних дыхательных путей в детском возрасте возможно с помощью своевременной профилактики и лечения на любом этапе оказания медицинской помощи детям [3]. Санаторный этап обладает максимальными возможностями для проведения полноценной реабилитации [1].
Лечебное действие плавания известно с давних времен. Условия бассейна, непохожие на больнично– поликлинические, не вызывают у детей ассоциаций, связанных с болезнью и сопутствующими ей переживаниями. Тонизирующее действие воды, увлекательные игры, в процессе которых дети овладевают необходимыми навыками, создают у них жизнерадостное настроение, вселяют уверенность в свои силы [5,6].
Плавание в бассейнах имеет свои положительные стороны: возможность заниматься круглогодично, иметь постоянный микроклимат и температуру воды и при необходимости менять их в том или ином направлении. Систематические занятия плаванием со строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся детей наиболее полно отвечают требованиям, которые необходимы для закаливания организма ребенка, а также укрепления его бронхолегочного аппарата [2].
При рассмотрении влияния плавания на органы дыхания обращает на себя внимание ряд моментов, которые выделяют его среди других физических упражнений. Плавание способом «брасс» на груди способствует ритмичному и полному дыханию в связи с цикличностью рабочих движений, сочетающихся с дыханием, а полноте выдоха способствует давление воды на грудную клетку и переднюю стенку живота. Сочетание движения и дыхания хорошо влияет на развитие экскурсии грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких и эластичности тканей. Происходит заметная тренировка дыхательной мускулатуры [4,6].
Показаниями к занятиям лечебной гимнастикой в воде являются болезни внутренних органов, а именно болезни органов дыхания:
1. Хронические риниты, фарингиты, синуситы, тонзиллиты, ларингиты, ларинготрахеиты;
2. Бронхиты, трахеиты, трахеобронхиты;
3. Хронические неспецифические заболевания легких в фазе ремиссии и неполной ремиссии;
4. Легочно–сердечная недостаточность 1 степени;
5. Состояния после сегмент–, лоб– и пульмонэктомии при полном заживлении послеоперационного рубца [5].
Противопоказаниями к занятиям лечебной гимнастикой в воде, помимо общепринятых противопоказаний для занятий в воде, являются:
1. Заболевания ЛОР–органов;
2. Острые и подострые заболевания верхних дыхательных путей;
3. Туберкулез легких в активной стадии;
4. Хронические неспецифические заболевания легких в III стадии.
5. Курс занятий в воде состоит из 2 периодов: подготовительного и основного.
Цель подготовительного периода – подготовить детей к систематическим занятиям в бассейне. В этот период с детьми нужно проводить закаливающие мероприятия. Они должны овладеть элементами техники плавания (в основном способом «брасс» на груди). В процессе занятий необходимо уделять особое внимание постановке правильного дыхания. Продолжительность подготовительного периода зависит от состояния здоровья, возраста, степени закаленности и наличия плавательных навыков. Подготовительный период в бассейне включает дыхательную гимнастику, тщательное разучивание элементов техники плавания способом «брасс» на суше и в воде. В условиях местного санатория продолжительность данного периода составила в среднем 1–3 занятия.
В основном периоде осуществляются мероприятия общеукрепляющего, закаливающего и лечебного характера. Основной период включает дыхательную гимнастику, водные закаливающие процедуры, занятия физическими упражнениями в воде.
Плотность физической нагрузки во время занятия распределяется неодинаково: в подготовительном периоде занятий, когда плавательные навыки ребенка еще недостаточны и приспособляемость к условиям водной среды слабая, плотность и интенсивность нагрузки будет максимальной в подготовительной части занятия (первые 2–3 занятия).
По мере обучения и совершенствования техники плавания, адаптации детей к выполнению упражнений в воде, плотность нагрузки будет наибольшей в основной части: увеличение количества повторений, использование снарядов (мячей и т.п.), усложнение упражнений и т.д.
В условиях местного санатория курс лечебной гимнастики в воде у детей с патологией органов дыхания состоял из 8–10 занятий.
Работа проводилась на базе местного детского санатория «Искра». Обследование проводилось в начале и в конце санаторного лечения. Под нашим наблюдением находилось 92 ребенка, преимущественно с заболеваниями бронхолегочной системы, которые, помимо стандартного набора лечебных процедур дополнительно занимались лечебной гимнастикой в бассейне. В данной группе было 45 мальчиков (51,1%) и 47 девочек (48,9%), средний возраст обследованных детей составил 11,13±1,87 лет.
С целью учета эффективности и безопасности проведения физической реабилитации нами использовались следующие методы исследования: клинический метод и динамика показателей физического развития с расчетом показателей площади поверхности тела и индекса массы тела.
Статистическую обработку данных исследования произвели на IBMPC совместимом компьютере с помощью программы STATISTICA (Dataanalysissoftwaresystem, StatSoft, Inc. 2010) версия 10.0 в среде WINDOWS.
Измерение роста и массы тела у данной категории детей при поступлении в санаторий и после лечения выявило следующие изменения: до лечения средний рост составил 148,1±9,9см, после лечения – 148,0±10,3см, масса тела соответственно 41,3±11,03кг и 40,0±10,7кг.
Динамика данных кистевой динамометрии представлена следующим образом: до лечения 18,4±6,2кг, после лечения 19,1±6,1кг.
Изменения средних значений жизненной емкости легких в начале лечения составили 2310,2±512,1мл, после лечения данные ЖЕЛ увеличились до 2333,8±542,3мл.
Вряд ли можно было ожидать достоверное изменение показателей роста по результатам санаторного лечения, так как продолжительность лечения составляет всего 21 день, в то же время изменения средних значений массы тела и данных кистевой динамометрии были достоверными (р<0,05).
По результатам антропометрических измерений были рассчитаны средние значения площади поверхности тела и индекса массы тела. До лечения показатель площади поверхности тела составил 1,29±0,19м2; после лечения – 1,28±0,19м2, изменения средних значений показателя площади поверхности тела носили достоверный характер (р<0,05). Также достоверным было изменение индекса массы тела: до лечения – 18,36±3,14кг/м²; после лечения – 17,98±3,04кг/м² (р<0,05).
Изменения средних значений ЖЕЛ по итогам лечения в санатории имели тенденцию к улучшению, но носили недостоверный характер (р>0,05).
Таким образом, применение лечебной гимнастики в воде помимо стандартного набора лечебных процедур в системе комплексной физической реабилитации детей с бронхолегочной патологией в условиях местного санатория способствует улучшению показателей физического развития (масса тела, ППТ, ИМТ и др.).

Список литературы

1. Геппе Н.А., Мокина Н.А. Санаторная помощь в профилактике инвалидности у детей с бронхиальной астмой. – М.: ФармарусПринт, 2007. – С 121–123.
2. Лечебная физическая культура в педиатрии/Л.М. Белозерова [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с.
3. Мизерницкий Ю.Л. Бронхиальная астма / В кн.: Хронические заболевания легких у детей (под ред. Н.Н. Розиновой, Ю.Л. Мизерницкого). – М: «Практика», 2011. – С.149–168.
4. Мозжухина Л.И., Кондратьева Г.А., Кузина Е.Н., Шатохина И.В. Сравнительная эффективность оздоровления детей с острыми и хроническими заболеваниями респираторной системы в условиях местного санатория// Врач–аспирант. – №2.4(51). – 2012. – С.630–635.
5. Сергеев В.А. Лечебное плавание при хронических неспецифических заболеваниях легких у детей. – Москва, «Медицина», 1974. – 103с.
6. Хрущев С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с.