Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ КОРПУСЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
12 декабря 2015г.

Во всех странах отмечается увеличение числа вылеченных людей, которые в прежние годы умирали.Участие медицинской сестры в лечении пациентов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к операции, выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационном периоде и в период реабилитации. Можно хорошо сделать операцию, но не обеспечить надлежащий уход и возникнут осложнения, вплоть до потери пациента. Современная медицинская сестра перестает быть просто помощником врача, механически выполняя его назначения. Она должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента. Медицинские сестры проводят в непосредственном общении с пациентом и наблюдении за ним больше времени, чем врачи. Непрерывный контакт с пациентами позволяет своевременно выявить симптомы прогрессирующей болезни и быстро осуществить неотложные терапевтические мероприятия. В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. В конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала. Если качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, то выделить в этом результате долю среднего медицинского персонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, нередко достаточно сложно. Очевидно, что необходимо оценивать правильность выполнения процедур, своевременность выполнения врачебных назначений, соблюдение санитарных норм, ведение документации, порядок в отделении в целом, но помимо этого необходимо проводить оценку соблюдения медицинскими сестрами этических норм, внимания к пациентам и их семьям.
На базе многопрофильной больницы было проведено исследование по изучению мнения пациентов о качестве сестринской помощи. Целью исследования явилось определение на основе анализа данных анкетного опроса пациентов основных факторов, которые, по их мнению, могут влиять на качество сестринской помощи. Объектом исследования стали пациенты хирургических отделений и отделения реанимации многопрофильной больницы. За единицу наблюдения принимался каждый анкетируемый. Опрошено 64 пациента, что составило 1,4 % от общего количества, которым была оказана помощь за год. Из них 31 женщина и 33 мужчины. Повозрастная структура респондентов представлена следующим образом (Рисунок 1):




Рис.1. Повозрастная структура респондентов.

По уровню образования: 42,2 % (27 человек) имеют среднее специальное образование, 35,9 % (23 человека) - высшее, 21,9 % (14 человек) - неполное среднее. Не оперированных пациентов было 20 человек (31,3 %), 44 пациентам (68,7 %) были сделаны различные операции. Из них 50 человек (78,1 %) имеют сопутствующую патологию. У одной пациентки в отделении РАО (1,6 % от общего числа пациентов) имелось осложнение в форме вялогранулирующей послеоперационной раны. Нам было интересно узнать, как пациенты сами оценивают своё состояние. Здоровыми себя считают 23 человека (36 %). Признали себя болеющими 41 человек (64 %) (Рисунок 2).




Рис.2. Оценка своего состояния здоровья пациентами.


Часто обращаются за медицинской помощью 13 респондентов (20,3 %), Были приведены конкретные свойства качества медицинской помощи, которые, по мнению респондентов необходимо совершенствовать. Медицинская помощь должна быть доступнее, так ответили 17 человек (26,5 %). Результативность волнует 19 человек (29,7 %). Совершенствовать безопасность предложили 9 человек (14,1%). Компетентность и этику медицинского персонала отметили 13 человек (20,2%). Графу «иное» обозначили 18 человек (28,1 %) (Рисунок 3).



Рис.3.Свойства качества медицинской помощи, которые, по мнению респондентов, необходимо совершенствовать.

Положительные изменения в качестве медицинского обслуживания за последний год отметили 27 человек (42,2 %). Ухудшение качества медицинского обслуживания за данный период произошло по наблюдению 5 человек (7,8). Не увидели изменений в качестве медицинской помощи за последний год 31 человек (48,5 %) (Рисунок 4).




Рис.4. Мнение пациентов об изменении качества медицинской помощи за последний год.

В целом, пребыванием в хирургическом корпусе многопрофильной больницы вполне довольны 34,4 % респондентов (22 человека). Не довольны по различным причинам 65,6 % респондентов (42 человека). Оценили удовлетворительно качество сестринской помощи в хирургическом корпусе 47 человек (73,4 %), 9 человек (14,1 %) – как не удовлетворительно. А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 8 человек (12,5) (Рисунок 5).


Рисунок 5. Оценка качества сестринской помощи пациентами (%).

Отношение к себе медицинского персонала, как удовлетворительное, отметили 53 человека (82,8 %). Имеют жалобы в этом отношении 8 человек (12,5%). А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 3 человека (4,7 %). Качеством питания в хирургическом корпусе довольны 24 человека (37,6 %). Не довольны 26 человек (40,6 %). А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 14 человек (21,8) (рисунок 6).




Рис.6. Мнение пациентов о качестве питания (%).

Санитарным состоянием в палатах хирургического корпуса довольны 28 человека (43,8 %). Не довольны 26 человек (40,6 %). А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 10 человек (15,6 %) (Рисунок 7).



Рис.7. Оценка пациентами санитарного состояния палат (%).
Доступностью медицинских услуг, удовлетворены 47 человек (73,4 %). Не довольны 6 человек (9,4 %). А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 11 человек (17,2) (Рисунок 8).




Рис.8. Мнение пациентов о доступности медицинских услуг (%).

Результатом полученного лечения довольны 47 человек (73,4 %). Не довольны 5 человек (7,8 %). А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 12 человек (18,8 %) (Рисунок 9).




Рис.9. Оценка пациентами результата от полученного лечения.

Работой медсестёр удовлетворены 50 человек (78,1 %). Не удовлетворены 2 человека (3,1 %), из них 1 женщина (1,6
% от общего числа пациентов, и 3,2 % от общего числа женщин) и 1 мужчина (1,6 % от общего числа пациентов, и 3 % от общего числа мужчин). А нейтральную позицию по этому вопросу выбрали 12 человек (18,8 %), из них 6 женщин (9,4 % от общего числа пациентов, и 19,3 % от общего числа женщин) и 6 мужчин (9,4 % от общего числа пациентов, и 18,2 % от общего числа мужчин).
Организация сестринской помощи удовлетворяет 57 человек (89%), а не удовлетворяет 7 человек (10,9%). Сестринская помощь и уход удовлетворяет 63 человека (98,4%), а не удовлетворяет 1 пациента (1,6%). Отношение к больным устраивает 56 человек (87,5%), а не устраивает 8 (12,4%) (Рисунок 10).




Рис.10. Неудовлетворенность пациентов хирургического корпуса.

Подводя итоги данного опроса выявлено, что только 14 человек (21,9 %) удовлетворены всем, а 50 человек (78,1 %) неудовлетворенны по различным критериям. Из всего количества респондентов не имеют жалоб на медицинское обслуживание 58 человек (90,6%), а 6 человек (9,4 %) имеют претензии. По данным жалобам приняты положительные меры в 4 случаях (67,7% от общего количества жалоб), без внимания оставлены 2 случая (32,3). Результаты социологического исследования свидетельствуют, что большинство пациентов отделений (78,1 %) остались довольны сестринским уходом и отношением персонала. Однако исследование выявило проблемы, влияющие на качество сестринской помощи: наличие крайне неудовлетворительных оценок состояния санитарно-гигиенических условий и негативного отношения сестер (12,4 %). Несмотря на то, что таких оценок было немного, они дают направление для последующих корректирующих действий. Были приведены конкретные примеры возможных мер, которые, по мнению пациентов, могут способствовать усовершенствованию качества и улучшению деятельности ЛПУ в целом. 26,5 % за доступность медицинской помощи, 29,7 % предлагают повысить результативность, за безопасность- 14,1 %, повысить компетентность медицинского персонала в вопросах этики- 20,2%.
Результаты практического исследования на базе хирургического корпуса многопрофильной больницы свидетельствуют о достаточно высоком уровне качества оказываемой сестринской помощи. Отделения обеспечены необходимыми медикаментами, одноразовыми изделиями медицинского назначения, дезинфицирующими средствами. Контроль работы сестринского персонала осуществляется по всем направлениям деятельности. Однако, в условиях отсутствия разработанного плана, контроль качества сестринской помощи осуществляется не систематически. Результаты проверок по некоторым направлениям нигде не фиксируются, что не позволяет проанализировать качество работы каждого сотрудника и сделать выводы о качестве оказываемой в отделениях сестринской помощи. 1,6 % респондентов не удовлетворены работой медицинских сестёр, а 10,9% - организацией медицинской помощи.
Таким образом, мероприятиями, обеспечивающими качество сестринской помощи являются: подготовка кадров; ресурсное обеспечение деятельности медицинских сестер; внедрение стандартов сестринской помощи; использование современных сестринских технологий; экспертиза качества с последующей коррекцией. Проблема дефицита кадров сестринского персонала рождает вынужденную необходимость принимать на работу специалиста, имеющего профиль не по специальности, молодых специалистов – выпускников колледжа с недостаточной практической специальной подготовкой. Все это остро ставит вопрос функционирования в ЛПУ системы повышения квалификации средних медицинских работников. Не секрет что низкий базовый уровень образования и отсутствие специализации не способствует качеству оказания медицинской помощи.

Список литературы

1. Балабанова А.Н. Стандартизация сестринской деятельности: проблемы и возможные решения /А.Н. Балабанова // Медицинская сестра. 2006. №3. С.8-12.
2. Владимирцева А. Екатеринбург: как повлиять на качество?/ А. Владимирцева // Вестник ассоциации медсестер России. №4 2007 с.7-8
3. Захаров И.А. Контроль качества сестринской помощи./ И.А. Захаров //Главная медицинская сестра №11 2004. с.19
4. Лаптева Е.С. Организация контроля качества сестринского ухода в лечебно-профилактическом учреждении/ Е.С. Лаптева // Медицинская сестра. 2007. №8. С.4 -14.
5. Лычев В.Г. Контроль качества деятельности медсестры / В.Г. Лычев // Медицинская сестра. 2006. № 5. С.31-34.
6. Попова Н.М. Повышение качества сестринской медицинской помощи / Попова Н.М. // Вестник ассоциаций медсестер России. 2009. №2. С.13
7. Слепушенко И.О. Реформирование оплаты труда в зависимости от конечного результата. / И.О. Слепушенко // Сестринское дело №2 2008. с. 7
8. Солонинкина Л.Ф. Критерии оценки деятельности сестринского персонала / Л.Ф. Солонинкина // Главная медицинская сестра. 2008. №2. С.13-26.
9. Сухотерин В.Г. Опыт работы отделения последипломной подготовки в повышении уровня знаний медицинских сестер. / В.Г. Сухотерин // Главная медицинская сестра №2 2006. с.9