Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2015г.

Актуальность.
Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку и являющаяся показателем когнитивного развития ребёнка [3, 5, 9]. Задержка речевого развития (ЗРР) – одно из наиболее распространённых нарушений развития у детей [6, 7, 10]. Частота встречаемости этого заболевания в детской популяции в среднем составляет около 7,5%, преобладают мальчики [5, 7, 8]. В настоящее время особо остро стоит вопрос о понимании причин и следствий модификаций онтогенетического процесса при задержке речевого развития (ЗРР) [1, 4]. С целью уточнения механизма формирования, а также анализа состояния и динамики развития психических функций при различных вариантах ЗРР, было проведено данное исследование [2, 3].
Цель исследования
Провести анализ факторов риска формирования различных вариантов задержки речевого развития у детей дошкольного возраста.
Материал и методы исследования.
Исследование проводилось на базе ГБУЗ НО «Консультативно – диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков», г. Нижний Новгород (главный врач А.С. Кондюрина). В исследование были включены дети дошкольного возраста (4-6 лет) с задержкой речевого развития в количестве 130 человек. Среди включенных в исследование пациентов преобладали мальчики (70 %).
Изучение клинико-нейропсихологических параметров и эффективность нейрореабилитации было проведено в трёх параллельных группах:
Группа № 1 – группа детей с задержкой речевого развития на резидуально - органическом фоне (n = 45).
Группа № 2 - группа детей с задержкой речевого развития на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (n = 45).
Группа № 3 - группа детей с задержкой речевого развития при аутизме (n = 40).
В каждой из трёх групп выделялись две подгруппы с целью оценки эффективности медикаментозной терапии: основная и группа сравнения. Подгруппы имели аналогичные клинико-нейрофизиологические показатели. В группе №1 детей с задержкой речевого развития на резидуально - органическом фоне (n=45) пациенты основной подгруппы (n=23) получали препарат Кортексин в дозе 10 mg внутримышечно, 1 раз в сутки, в течение 10 дней; пациенты подгруппы сравнения (n=22) получали препарат Пирацетам в дозировке 40 мг/кг/сут. внутрь, в два приема, в течение 1-го месяца.
В группе №2 детей с задержкой речевого развития на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности (n=45) пациенты основной подгруппы (n=23) получали препарат Кортексин в дозе 10 mg внутримышечно, 1 раз в сутки, в течение 10 дней; пациенты подгруппы сравнения (n=22) получали препарат Страттерра в дозировке 1,2 мг/кг/сут. в течение 3 месяцев.
В группе №3 детей с задержкой речевого развития при аутизме пациенты основной подгруппы (n=20) получали препарат Кортексин в дозе 10 mg внутримышечно, 1 раз в сутки, в течение 10 дней; пациенты подгруппы сравнения (n=20) препарат Рисполепт по назначению психиатра в возрастных дозировках.
Критерии включения в исследование следующие:
1. Задержка речевого развития.
2. Возраст детей от 4 до 6 лет.
3. Соответствие клинических проявлений патологии диагностическим критериям по МКБ – 10, DSM – IV (F 06.6; F 06.8; F 07; F 80.1; F 80.81; F 80.82; F 80.8; F 84.0; F 90.0; F 90.1), соответствующим РЭП, СДВГ и раннему детскому аутизму.
4. Отсутствие умственной отсталости.
5. Информированное согласие родителей на участие в исследовании. Критерии исключения из исследования следующие:
1. Возраст младше 4 и старше 6 лет.
2. Наличие грубой очаговой неврологической симптоматики.
3. Наличие тяжелой соматической патологии.
4. Значительное снижение зрения и слуха.
5. Эпилептические приступы.
6. Умственная отсталость.
7. Применение на протяжении трёх месяцев, предшествовавших настоящему исследованию, каких-либо ноотропных и психотропных препаратов (транквилизаторов, антидепрессантов, седативных и психостимулирующих средств).
Методы исследования
В соответствии с поставленной целью проведено комплексное динамическое исследование больных дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Наряду с клиническим исследованием в процесс комплексного обследования были включены следующие методы: анализ перинатального и раннего постнатального анамнеза с определением степени перинатального риска (М.А. Куршин, 1988г), определение риска развития неврологической патологии у детей (М., 1987г), оценка неврологического статуса по общепринятой схеме [6], нейропсихологическое обследование по адаптированной к детскому возрасту методике А.Р.Лурия [5], определение уровней сформированности социально – коммуникативных навыков у детей [3], оценка речевого развития у детей дошкольного возраста [4], электроэнцефалографическое исследование с нейрокартированием и другие нейрофизиологические, нейровизуализационные (КТ, МРТ головного мозга) исследования – по показаниям.
Результаты исследования.
Изучение нейропсихологических показателей позволило получить более четкие представления о выраженности нарушений высших мозговых функций у детей каждой группы. Пациенты с ЗРР на фоне различной коморбидной патологии по данным нейропсихологического исследования имели различные нарушения развития высших мозговых функций. У детей с СДВГ превалировала кортикальная дисфункция в виде поражения премоторных и префронтальных отделов мозга, а также нарушения по типу височно-затылочного синдрома. У детей с РЭП нейропсихологические нарушения были более выраженными и характеризовались сочетанием кортикальной дисфункции по типу теменно-височно-затылочного синдрома с дисфункцией глубинных неспецифических образований, т.е. имела место кортикально-стволовая дисфункция. У детей с РДА нейропсихологические нарушения характеризовались диффузной кортикальной и стволовой дисфункцией.
Выводы
Данные нейропсихологического исследования свидетельствуют, что больные с ЗРР на фоне различной коморбидной патологии по данным нейропсихологического исследования имели выраженные нарушения развития высших мозговых функций. Формирование ЗРР при каждом клиническом варианте различно. При СДВГ, ЗРР является следствием дисфункции корковых зон мозга. При РЭП, кроме дисфункции/незрелости корковых зон мозга, отмечается заинтересованность стволовых структур, что приводит к более тяжелым речевым расстройствам. В случае РДА имеет место диффузная дезорганизация деятельности мозга, что отражается в тяжелых речевых и социально-поведенческих расстройствах.
Основной причиной, побуждающей проводить нейропсихологическое исследование детей с ЗРР, является то, что дети с отклонениями в психическом развитии часто относятся к числу неуспевающих учеников в школе. Это ставит вопрос о возможных причинах школьной неуспеваемости и способах её коррекции. Особенно актуален данный вопрос в отношении детей младшего школьного возраста, когда результаты коррекционной работы могут быть высокими. Выявленные особенности должны учитываться при проведении нейрореабилитации.

Список литературы

1. Aгрис А. Р., Егорова О. И., Матвеева Е. Ю., Романова А.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Современная зарубежная психология. - 2012. - №1. - с. 39 — 46.
2. Визель Т. Г. "Основы нейропсихологии". М., Астрель, 2006, с. 383.
3. Локтева Е. В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. М. 2007.
4. Поваляева М. А. «Справочник логопеда» издание 4. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003 стр 81 - 92.
5. Симерницкая Э. Г. и соавт. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации. Москва. Минздрав РСФСР. 1988.
6. Скоромец А. А., Скоромец Т. А. Топическая диагностика заболеваний нерв ной системы: Руководство для врачей. — СПб.: Политехника, 1996. -320 с.
7. Bishop D. V. M. Motor immaturity and specific language impairment: Evidence for a common genetic basis 1997. 156 p. // American Journal of Medical Genetics. – 2001. Vol. 114, N 1. – P. 56 – 63.
8. Choudhury N., Benasich A. A. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language developmental // Journal of Speech, Language and Hearing Research. – 2003. Vol. 46, N 2. – P. 261 – 72.
9. Gauger L. M., Lombardino L. J., Leonard C. M. Brain morphology in children with specific language impairment // Journal of Speech, Language and Hearing Reseach. – 1997. - Vol. 40, N6. - P. 1272 – 1284.
10. Jernigan T. J., Hesselink J. R., Sowell E., Tallal P. A. Cerebral structure on magnetic resonance imaging in language // Archives of neurology. – 1991. – Vol. 48, N 5. – P. 539 – 545.