Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ СИРОТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОТИПИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
11 декабря 2015г.

Введение. Потенциальные возможности человека в стремительно развивающемся обществе напрямую связаны с индивидуальным адаптационным потенциалом человека. Процесс адаптации – сложный процесс, захватывающий все уровни функциональной организации живых систем – от молекулярного и клеточного до организменного [1]. Критериями оптимального адаптационного процесса являются функциональные показатели, в том числе проходимость бронхов. Лёгкие, в условиях действия на организм факторов окружающей среды, как «пограничный» орган, принимают важное участие в процессе адаптации [3,7].
Цель исследования: оценить функциональное состояние дыхательной системы с учётом социальных особенностей студентов.
Материалы и методы исследования. Обследована группа сирот – 148 студентов и группа контроля по типу case - control не сирот – 148 студентов разных курсов и факультетов Оренбургского государственного университета неинвазивными методами в соответствии с этическими нормами Хельсинкской декларации. Все включённые в исследование студенты проживали на территории Оренбургской области пять и более лет, не имели жалоб на состояние здоровья в период проведения обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения была болезнь студента в период обследования.
Спирометрию проводили на АПК «Спиро-Спектр» фирмы «Нейрософт» [6] с использованием тестов «Спокойное дыхание/ Жизненная емкость легких» (измеряет жизненную емкость легких, резервный объем вдоха и дыхательный объем), «Форсированный выдох» (25 параметров дыхания: объемных, скоростных, временных и относительных) и «Максимальная вентиляция легких» (определяет объем максимальной вентиляции легких в пересчете на одну минуту и частоту дыхания).
Бронхиальную проходимость оценивали по кривой поток-объем. Это: легочные объемы (ФЖЕЛ - форсированная жизненная емкость легких, ОФВ1 - объем форсированного выдоха за первую секунду), скоростные показатели (ПСВ - пиковая скорость выдоха, МОС25, МОС50, МОС75 - максимальные объемные скорости потока кривой в точках, соответствующих 25%, 50%, 75% ФЖЕЛ, СОС25-75 - среднее значение максимальных скоростей в интервале 25% - 75% ФЖЕЛ), относительные показатели (ОФВ1/ФЖЕЛ - индекс Тиффно – ИТ), временные показатели (Твыд - время выдоха ФЖЕЛ).
При статистическом анализе при сравнении двух независимых выборок был использован непараметрический U- критерий Манна-Уитни, тест Колмогорова-Смирнова и тест серий Вальда-Вольфовица [5]. Использовался парный корреляционный анализ, уровень значимости, вычисленный для каждой корреляции по общей классификации корреляционных связей [5].
Результаты. При анализе данных средние значения параметров КПО (кривая поток-объем) ФЖЕЛ как у юношей, так и у девушек оказались выше во второй группе. Особенно это касается скоростных параметров: МОС25, МОС50 и МОС75, причем разница существенней на уровне МОС25 и МОС75. Характеристики С0С25-75выд. были достоверно выше, как у юношей, так и у девушек в первой группе, что характерно для нарушения проходимости периферических дыхательных путей.
Средне групповые объемные характеристики у девушек обеих групп варьировали от 61% до 87% от должных, а у юношей от 76% до 83%. У юношей первой группы отмечено снижение РОвыд, что, возможно, является одной из приспособительных реакций. Оптимальные величины МОД у девушек обеих групп поддерживались за счет ЧД (17,27 и 17,45 дыхательных циклов).
Показателями для оценки трахеобронхиальных нарушений служат объемно-скоростные характеристики дыхания. У девушек первой группы средне групповые значения MOC25выд, МОС75выд и С0С25-75выд составляли 67,7%, 71,5 %, 87,2% от должных, что свидетельствует об ухудшении бронхиальной проходимости на уровне средних и мелких бронхов. У юношей второй группы наблюдалось снижение бронхиальной проходимости лишь на уровне средних бронхов (МОС50вд - 81,7 %).
Увеличение МВЛ (на 17,7 %) и снижение ЧД наблюдалось только у юношей второй группы. Динамика объемных показателей у юношей: достоверные различия по группам были по таким показателям, как ОФВ1/ФЖЕЛ и ОФВ1 с преобладанием во второй группе, а также ОФВ1/ЖЕЛ, ЖЕЛ вд. и ФЖЕЛ, которые были выше у юношей сирот. Что касается девушек первой группы, то объемные показатели были ниже чем у девушек второй группы и статистически достоверны - ОФВ1/ЖЕЛ и ЖЕЛ вд. (р = 0,0003 и 0,0001 соответственно).
Обсуждение результатов. При изучении показателей спирометрии студентов – сирот было установлено снижение таких показателей как ЖЕЛВД у 13,3 % студентов, ЖЕЛ ВЫД у 11,6 % студентов, МВЛ у 15,6 % студентов. Увеличение объемных, частотных и объемно-скоростных параметров было выявлено у 23% студентов – сирот. Такие показатели, как ЖЕЛ, МОД, ЧД, ДО, MBJI отражают функциональные способности аппарата внешнего дыхания. Результаты фонового исследования свидетельствуют, что средне групповые объемные показатели у студентов – сирот варьировались от должных в 73 % случаях. У 11,6 % было резкое снижение РОвыд по сравнению с РОвд, что, по-видимому, является одной из приспособительных реакций. Таким образом, чаще регистрировались отклонения по рестриктивному типу расстройств вентиляции умеренной степени, как по средне групповым показателям, так и по индивидуальным. Возможно, одним из факторов, влияющим на снижение бронхиальной проходимости, являются экологические условия проживания в промышленном городе, а также фактор курения [2,4].
Таким образом, результаты наших исследований обращают внимание на безусловное наличие у данной категории студентов отличий уровня адаптации к условиям университета.
Исследование выполнено в рамках Госзадания № 262 по проекту «Особенности психофизиологической адаптации студентов в процессе реализации фенотипа в различных социальных условиях».

Список литературы

1. Агаджанян, Н. А. Стресс и теория адаптации : монография / Н. А. Агаджанян. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2005. -190 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова – Баранова Л.С. [и др.] Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.,2010: 9 С.
3. Глазунов, И. С. Показатели здоровья студентов и условия обучения / И. С. Глазунов, А. К. Дёмин // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2004. - № 1. - С. 14-20.
4. Особенности заболеваемости студентов – подростков в процессе адаптации к обучению в ВУЗе/Н.К. Кожевникова // Педиатрия. 2012. Том 91. № 5. С.142-145.
5. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA/О.Ю. Реброва. – М.: Медиа Сфера, 2006. – 312 с.
6. Руководство по эксплуатации «Спиро-спектр» (компьютерный спирометр для диагностики нарушений вентиляционной способности легких), «Нейрософт», Иваново, 2009 С. 99.
7. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов / В. В. Дубилей, П. В. Дубилей, С. Н. Кучкин, 143,[1] с. ил. 20 см, Казань Изд-во Казан. ун-та 1991