Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТРАВЫ СТАЛЬНИКА ПОЛЕВОГО

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Разрешенные к медицинскому применению в РФ слабительные лекарственные средства представлены преимущественно фитопрепаратами, содержащими производные антрахинона [1,2,4]. Использование последних ограничено как различными противопоказаниями, так и частым вызыванием нежелательных побочных эффектов. В странах Евросоюза применение антрахинонсодержащих фитопрепаратов ограничено или запрещено ввиду того, что они вызывают генотоксичные и мутагенные изменения в организме [7]. В этой связи актуальным является поиск новых сырьевых источников, не содержащих производные антрахинона и способных стать основой для создания лекарственных растительных средств слабительного действия. К таким перспективным источникам относится  трава стальника полевого, показавшая в скрининговых исследованиях наличие у нее слабительного действия. При этом, она превосходила по этому действию взятые для сравнительной оценки антрахинонсодержащие аналоги [6]. Помимо упомянутого вида основного фармакологического действия, трава стальника полевого, возможно, обладает противовоспалительной активностью, поскольку этот вид действия установлен для корня [9]. Так, по данным Stary, корень стальника полевого можно применять для лечения суставного ревматизма, подагры, а также и для лечения циститов, а наружно его можно применять в форме ванн при хронических дерматозах и экземах [3,9]. В эксперименте выявлено, что противовоспалительную активность корня стальника полевого обеспечивают очищенная сумма изофлавоноидов, основным компонентом которой является изофлавоновый гликозид – ононин и тритерпеновый спирт оноцерин [2]. Исходя из того, что надземная часть стальника включает достаточно близкий корню химический состав биологически активных веществ, прежде всего, изофлавоноидов и тритерпеновых сапонинов, позволяет прогнозировать наличие у нее противовоспалительной активности. В этой связи, представлялось оправданным проведение исследования по установлению противовоспалительного действия травы стальника полевого.

Целью настоящей работы явилось изучение противовоспалительной активности травы стальника полевого. Материал и методы.

Материалом исследования являлись спирто-водные извлечения из травы стальника полевого. Для сравнительной оценки использовали настойку из корня этого растения и известный противовоспалительный препарат растительного происхождения – мазь календулы. Сырье для получения извлечений из травы и настойки из корня стальника полевого заготавливали в Краснодарском крае. Спирто-водные извлечения из травы стальника полевого получали путем вакуум - фильтрационной экстракции воздушно-сухого измельченного сырья травы стальника 40%-ным, 50%-ным, 60%-ным и 70%-ным спиртом этиловым в соотношении 1:5. Полученные извлечения представляли собой прозрачные жидкости темно-зеленого цвета со своеобразным запахом.

Настойку из корня стальника получали традиционно - перколяционным методом с использованием 70% спирта этилового в соотношении 1:5 [11]. Настойка представляла собой прозрачную жидкость красно-бурого цвета и отвечала всем требованиям по регламентируемым показателям качества, в том числе по содержанию действующих веществ, а также «сухому остатку» [10].

Изучение противовоспалительной активности спирто-водных извлечений из травы и настойки из корня стальника проводили на белых крысах обоего пола линии Wistar весом 180 - 240 г. Животные были разделены на группы по 6 в каждой и находились в равноценных условиях. При изучении фармакологической активности полученные результаты сравнивали с эффектом настойки стальника и мази календулы (аналогом по действию). Контролем служила группа крыс, получавших физиологический раствор в аналогичных объёмах [5].

Результаты исследований обработали статистически с учётом коэффициента Стьюдента, используя пакет Microsoft Excel 2007.

Изучение противовоспалительной активности проводили на модели “асептического отёка”. Острую воспалительную реакцию у крыс вызывали путём введения под подошвенный апоневроз 0,1 мл 10% взвеси каолина. Спирто-водные извлечения из травы и настойку из корня стальника (в пересчете на содержание «сухих веществ») вводили per os в дозе 20,0 мг/кг за 1 час до введения флогогена, а также через 5 и 24 часа после. Каждое извлечение из травы стальника вводили группе животных, состоящей из 6 крыс. Критерием оценки противовоспалительного действия служила величина отёка правой лапки крыс. Степень экссудации определяли по разнице между объёмом лапки до введения каолина и через 4, 24, 48 часов после индукции воспаления. Объём лапок крыс измеряли с помощью “онкометра” по объёму вытесняемой жидкости при погружении в неё лапки [5,8].

Результаты и их обсуждение.

Результаты действия спирто-водных извлечений из травы и настойки из корня стальника оценивали в сравнении с величиной отёка в группе контрольных животных, а также со степенью развития воспалительной реакции на фоне применения мази календулы (Табл.1).




 

Как показала онкометрия (таблица), применение 60%, 50% спирто – водных извлечений из травы стальника снижало величину отёка на пике его развития (4 часа) в сравнении с контролем больше на 36,2-38,4%. По отношению к мази календулы данные не отличались. Настойка из корня стальника уменьшала объём экссудата  на 54,2% от исходных  данных, что было на 54,0% и 15,2% меньше, чем  в контроле и  на  фоне календулы, соответственно.

К окончанию опыта (48 часов) отёк снижался. Лучшие результаты наблюдались при введении настойки из корня и 70% спирто – водного извлечения из травы стальника. В это время отёк на их фоне составил 20,6% и 10,9%, соответственно, что на 49-59% меньше, чем у животных контрольной группы.

Таким образом, трава стальника полевого обладает противовоспалительной активностью. Установлено, что она обеспечивает указанное фармакологическое действие, сравнимое с мазью календулы и настойкой из корня стальника. Выявлено также, что наиболее оптимальным экстрагентом для получения фитопрепарата из травы стальника полевого может выступить 70% спирт этиловый.

 

Список литературы

1.     Государственный реестр лекарственных средств (по состоянию на 21.01.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // grls.rosminzdrav.ru. – Загл. с экрана. – (06.03.2015).

2.     Давитавян Н.А. Современное состояние и перспективы дальнейшего исследования стальника полевого Ononis arvensis L. (обзор) / Н.А. Давитавян, А.М. Сампиев // Кубанский научный медицинский вестник. - Краснодар, 2005, № 3-4 (76-77).-С. 38-49.

3.     Куликов В.В. Лекарственные растения Алтайского края. Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1975.-С.142-143.

4.     Машковский М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский.-15-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая волна, 2005. - 1200с.

5.     Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / Под ред. В.П. Фисенко. – М.: Медицина, 2000. – 398с.

6.     Сампиев А.М. Сравнительное изучение фармакологической активности экстрактов из травы и настойки из корня стальника полевого /А.М. Сампиев, Н.А. Давитавян // Кубанский научный медицинский вестник. – 2006. - №12 (93). – С.102-106.

7.     Сампиев А.М. Разработка  ориентированной на действующие вещества технологии жидкого экстракта травы стальника / А.М. Сампиев, Н.А. Давитавян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Химия. Биология. Фармация. - 2011. - № 2. - С.199-203.

8.     Сернов Л.Н. Элементы экспериментальной фармакологии / Сернов Л.Н., Гацура В.В. – М., 2000. – 351с.

9.     Современная фитотерапия // Под ред. В. Петкова. - София: Медицина и физкультура, 1988. - С.272-273.

10. Фармакопейная статья «Tinctura Ononidis. Настойка стальника». ФС 42-1932-95 от 16.06.95 г.

11. Чуешов В.И. Промышленная технология лекарств. Т.1.- Х: МТК – Книга; Издательство НФАУ, 2002. – 560с.