Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ» В ПЕДИАТРИИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

В настоящее время педиатрическая служба в стране переживает непростые времена: благодаря федеральным программам рождаемость в стране увеличилась, однако, отмечается нехватка врачей-педиатров в поликлиниках, что, безусловно, сказывается на качестве оказания медицинской помощи детям и, соответственно, на качестве их жизни.

Одним из приоритетных направлений нашей медицины является разработка и внедрение в систему здравоохранения здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику детской заболеваемости и снижение уровня детской смертности. На кафедре факультетской педиатрии Южно-Уральского Государственного медицинского Университета в течение последних двух лет реализуется работа по внедрению данных технологий в рамках социального проекта «Здоровый малыш».

По нашим наблюдениям, несмотря на доступность больших объемов информации в специальной литературе и Интернете, у будущих родителей существует дефицит знаний по современному уходу за детьми, грудному вскармливанию, вакцинопрофилактике и доврачебной помощи детям на дому. Незнание этой информации, конечно же, влияет на формирование здоровья и качество жизни любого ребенка.

Учитывая вышеизложенное, понятно, что работу, направленную на профилактику детской заболеваемости и повышение качества жизни новорожденных детей и детей раннего возраста надо начинать с родителей. По нашему мнению, обучение необходимо начинать еще с подготовки семьи к беременности и проводить активно, со стороны медицинских работников, так как данная информация должна быть профессиональной, общедоступной и своевременной.

Другими словами, возникла потребность в создании единой информационной платформы для будущих (а также уже состоявшихся родителей), которая объединяла бы всю актуальную информацию по подготовке к беременности, течению родов, подготовке к родам и послеродовому поведению, где широко освещались бы вопросы по современному уходу за детьми.

В г.Челябинске, на базе кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского Государственного медицинского Университета и при поддержке Управления Здравоохранения Челябинской области силами практикующих врачей реализуется социальный проект «Здоровый малыш» [1].

Социальный проект “Здоровый малыш” - это специально разработанный комплекс обучающих программ и практических занятий, направленный на охрану здоровья новорожденных детей и детей раннего возраста.

Необходимость создания этого проекта продиктована следующими факторами:

1.   По данным ряда авторов на формирование нейро-соматического статуса ребенка в течение первого года жизни значительное влияние оказывают различные травмирующие факторы (чаще всего, гипоксия), которые нередко возникают из-за неподготовленности женщины к беременности [3, 5]. Хроническая (внутриутробная) либо острая (во время родовой деятельности) гипоксия провоцирует частые респираторные заболевания в раннем возрасте, на фоне которых у детей нередко реализуется и другая патология, в частности, бронхиальная астма (так называемый вирус-индуцированный фенотип бронхиальной астмы у детей), что требует в дальнейшем длительного, постоянного и, нередко, дорогостоящего лечения [2, 4]. Риск развития вышеописанных осложнений можно значительно снизить за счет правильного поведения женщины в процессе беременности и во время родов;

2.    Большая рабочая нагрузка на врача-педиатра, как на амбулаторном приеме, так и в стационаре, не позволяет уделять достаточного внимания для консультирования родителей по вопросам ухода, кормления и вакцинации ребенка. Большинство родителей, в отсутствие профессиональной информации, используют непроверенные источники информации (интернет) или обмен мнениями (псевдоинформация) между собой, сомнительные (иногда опасные) советы людей, не имеющих отношения к медицине.

3.     Низкая компетентность родителей в вопросах оказании доврачебной помощи ребенку: отсутствие практических навыков оказания помощи детям в экстренных ситуациях дома - попадание инородных тел в дыхательные пути, кровотечение, бытовой травматизм.

Цель проекта «Здоровый малыш»: повышение качества жизни новорожденных детей и детей раннего возраста за счет предоставления родителям современной научно-обоснованной информации (о беременности и подготовке к родам, об уходе, кормлении и вакцинации детей) и обучения практическим навыкам ухода за малышом (кормление грудью, массаж, оказание неотложной помощи).

В рамках проекта родители посещают учебно-практические занятия, в каждом из которых есть теоретическая часть и практический блок: всего образовательный курс включает шесть семинаров.

Семинар «Правильный уход – здоровый малыш» знакомит слушателей с базовыми навыками современного ухода за ребенком.

Родители учатся пеленать новорожденного, купать малыша, проводить различные гигиенические процедуры (используются манекены).

Семинар «Кормим грудью правильно» посещают женщины, кормящие грудью, у которых есть какие-либо вопросы по правильности кормления, а также беременные женщины. Во время реального кормления малыша на семинаре участницы наблюдают, как правильно кормить ребенка и разбирают наиболее часто встречающиеся ошибки в прикладывании ребенка к груди.

Семинар «Готовимся к беременности» раскрывает перед будущими родителями вопросы подготовки к беременности, рекомендует обязательный перечень обследования перед беременностью, на занятиях обговариваются многие частные вопросы родителей по этой теме, в том числе вопросы, касающиеся проведения экстракорпорального оплодотворения в случае невозможности наступления спонтанной беременности.

Семинар «Вакцинация – современный взгляд на актуальную проблему» посвящен разбору инфекций детей младшего возраста. На семинаре обсуждаются наиболее спорные вопросы вакцинопрофилактики, необходимость вакцинации (согласно актуальному календарю вакцинации) для предотвращения детских инфекций.

Семинар «Основы доврачебной помощи детям. Основы неотложной помощи» включает теоретическую часть по профилактике и лечению ОРЗ на доврачебном этапе, а также практическую часть по оказанию неотложной помощи ребенку, а именно: проведение основных приемов АВС реанимации и оказание помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути.

Семинар «Подготовка к родам» знакомит беременных женщин с процессом родов, информацией по правильному дыханию в момент родов, что позволяет женщине в дальнейшем пройти родовый процесс более оптимистично и безболезненно. На семинаре также выдается перечень документов, которые необходимо подготовить во время беременности для беспрепятственной госпитализации в роддом.

Семинар «Особенности питания детей до года. Вводим прикормы правильно» обучает родителей корректно составить рацион питания малыша с учетом последних современных данных педиатрии.

Все слушатели проекта после посещения цикла семинаров получают учебно-методическое пособие «Мама и малыш», в котором изложена основная информация по пройденному материалу (данное пособие разработано на кафедре факультетской педиатрии ЮУГМУ, утверждено ученым советом Южно-Уральского Государственного медицинского Университета г.Челябинска, 2015) [6].

Социальный проект «Здоровый малыш» является доступным для всех слоев населения – вход свободный на все лекции и занятия.

Лекторы проекта – практикующие врачи (педиатр, гастроэнтеролог, реаниматолог, аллерголог, акушер- гинеколог).

Доступность проекта увеличивается в связи с его интерактивностью: в социальной сети “ВКонтакте” создана группа «Здоровый малыш», в которой может зарегистрироваться любой желающий; имеется интернет- сайт “Здоровый малыш” (www.zdorovmalysh.com), на котором можно ознакомиться с расписанием семинаров, вебинаров, а также получить доступ к тематическим статьям.

В настоящее время проект «Здоровый малыш» работает и в Челябинской области (г. Златоуст, г. Миасс).

За время существования проекта цикл бесплатных семинаров посетили 3055 слушателей, большинство из которых (2950 человек) – беременные женщины, что составляет 18,4% от всех зарегистрированных в городе беременных женщин, за указанный период.

Для оценки эффективности обучающих семинаров нашего проекта мы разработали анкету, в которой были представлены вопросы о современных принципах кормления, вакцинации и способах оказания доврачебной помощи детям дома при простудных заболеваниях и бытовом травматизме. Перед началом курса, а также после его окончания 500 участников проекта ответили на вопросы анкеты. Результаты опроса родителей до обучения представлены на Рисунке 1.


Как видно на Рисунке 1, только 25 человек (5%) правильно ответили на все вопросы об уходе за ребенком, 50 человек (10%) - на вопросы о грудном вскармливании и 50 человек (10%) о доврачебной помощи на дому. Наиболее компетентными родители были в вопросах вакцинации – правильно ответили 100 человек (20%).

Результаты опроса родителей после обучения представлены на Рисунке 2.

 

 

Как следует из Рисунка 2, после обучения правильно на вопросы анкеты ответили более 2/3 участников

 

Выводы:

1.Более 80% родителей не владеют достоверной информацией по вопросам современных методов ухода, вскармливания и вакцинации новорожденных детей и детей раннего возраста, а также не владеют практическими навыками оказания доврачебной помощи детям на дому в случае простудных заболеваний или в экстренных ситуациях бытового травматизма.

2.     Проект “Здоровый малыш” позволяет родителям стать более компетентными в вопросах ухода за ребенком, вакцинации, доврачебной помощи и грудного вскармливания, что способствует повышению качества жизни новорожденных детей и детей раннего возраста.

3.    Эффективность проекта «Здоровый малыш» подтверждается данными анкетирования и количеством слушателей.

 

Список литературы

1.     Бабайлов, М.С. Здоровьесберегающие технологии в педиатрии: социальный проект «Здоровый малыш» / М.С. Бабайлов, К.А. Ивлиев, И.А. Федоров // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII виутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. С. 17-21.

2.     Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы: пересмотр 2011г. / под ред. А.С. Белевского. – Москва: Российское респираторное общество, 2012. – 108 с.

3.     Горева, Е.А. Особенности нейро-иммунно-эндокринной системы у детей 1-го года жизни, перенесших гипоксию в перинатальном периоде : дис. … канд. мед. наук / Е.А. Горева. – Челябиснк, 2000. – 184 с.

4.     Мицкевич, С.Э. Анализ эффективности применения Рибомунила у детей с персистирующей бронхиальной астмой / С.Э. Мицкевич, И.А. Федоров // Педиатрия. – 2015. – Т. 94, № 3. – С. 142-148.

5.     Пронина, О. А. Развитие детей, перенесших острую и хроническую гипоксию : дис. канд. мед. наук / О.А. Пронина. – Воронеж, 2009. – 144 с.

6.     Чем помочь крохе?: учеб. пособие для ординаторов, обучающихся по специальности педиатрия / И.А. Федоров, М.С. Бабайлов, К.А. Ивлиев, Ю.Э. Пушкарева. - Челябинск, 2015. - 40 с.