Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2019г.

Введение. Система внутреннего контроля качества медицинской помощи в составе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности представляет собой порядок непрерывного контроля самой медицинской организацией своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степени достижения запланированного результата [1]. В большинстве медицинских организаций система контроля качества медицинской помощи оценивает только медицинскую документацию, но не учитывает показатели знаний и компетенций сотрудников, а значит, не в состоянии прогнозировать формирование юридических, финансовых и репутационных рисков, связанных с предоставлением некачественной медицинской помощи [2]. Обеспечение медицинской организации компетентными сотрудниками со знанием эталонов, на основе которых организуется и оказывается медицинская помощь (эталоны), позволит эти риски в значительной степени нивелировать.

Ключевые слова. Управление качеством медицинской помощи. Экспертиза качества медицинской помощи. Внутренний контроль качества медицинской помощи.

Цель исследования – разработать научно обоснованную систему оценки знаний сотрудников медицинской организации, позволяющую избежать финансовые, репутационные и юридические риски.

Материалы и методы. В ходе исследования произведен анализ действующих нормативных правовых актов РФ по вопросам охраны здоровья граждан (порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи), а также клинических рекомендаций. Сформированы анкеты, содержащие по 20 вопросов с открытым ответом на тему организации и оказания медицинской помощи при заболеваниях терапевтического профиля. Ответ на каждый из вопросов оценивался по 4-х балльной шкале (от 0 до 1 балла). Анкетирование прошли 100 врачей – сотрудники 4 медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь стационарно (терапевты, кардиологи, пульмонологи, гастроэнтерологи, ревматологи, гематологи, эндокринологи). По результатам проведенного анкетирования произведен подсчет баллов для каждого респондента. Для определения вероятности реализации рисков, связанных с незнанием (ненадлежащим знанием) врачами эталонов, использовались результаты внешнего аудита – экспертиз качества медицинской помощи (ЭКМП) по 10 случаям оказания медицинской помощи каждым врачом из числа респондентов. ЭКМП проводили эксперты качества медицинской помощи по поручению страховых медицинских организаций (СМО), в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (ОМС).

Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования произведено анкетирование сотрудников медицинских организаций. Только 3% респондентов показали отличный (достаточный) (18,0 – 19,25 баллов), 22% – хороший (16,0 – 17,75 баллов), 42% – удовлетворительный (14,0 – 15,75 баллов), 33% – неудовлетворительный уровень знаний эталонов (3,5 – 13,75 баллов).

На втором этапе исследования произведена оценка взаимосвязи результатов анкетирования и ЭКМП. Показано, что врачи с отличным и хорошим уровнем знаний эталонов допускают в 2,4 раза меньше нарушений при оказании медицинской помощи (p<0,05), чем врачи с удовлетворительным, и в 3,6 раза меньше, чем врачи с неудовлетворительным знанием эталонов (p<0,05).

На третьем этапе исследования результаты ЭКМП были разделены на 3 группы (в соответствии с примененными основаниями для уменьшения оплаты медицинской помощи):

1)      группа 1 – нарушения при оказании медицинской помощи, не создавшие риск формирования неблагоприятного исхода (коды 3.2.1, 3.2.2, 3.7, 3.10);

2)       группа 2 – нарушения при оказании медицинской помощи, создавшие риск   формирования неблагоприятного исхода (коды 3.2.3, 3.3.2, 3.4, 3.8, 3.12, 3.14).

3)   группа 3 – нарушения при оказании медицинской помощи, приведшие к неблагоприятному исходу (коды 3.2.4, 3.2.5, 3.3.2, 3.5, 3.6, 3.12, 3.14).

Врачи с отличным и хорошим уровнем знаний эталонов допускают в 6,4 и 6,2 раза меньше нарушений, создающих риск формирования неблагоприятного исхода и приведших к нему, соответственно, чем врачи с неудовлетворительным уровнем знаний эталонов (p<0,05) (таблица 1).

Таблица 1. Частота выявления нарушений при проведении ЭКМП в зависимости от уровня знаний эталонов врачами – сотрудниками медицинских организаций

 

 

 

 

N

п/п

 

 

 

Уровень знаний эталонов

Результаты ЭКМП

 

Частота нарушений группы 1, %

 

Частота нарушений группы 2, %

 

Частота нарушений группы 3, %

 

Частота отсутствия нарушений, %

 

1

Отличный и

хороший

 

14,0

 

4,5

 

0,9

 

80,6

 

2

Удовлетвори-

тельный

 

25,6

 

17,5

 

3,5

 

53,4

 

3

Неудовлетво-

рительный

 

35,2

 

29,0

 

5,6

 

30,2

 

Нарушения групп 1 – 3, в соответствии с законодательством об ОМС, обусловливают финансовые риски медицинской организации за счет применения СМО финансовых санкций [3]. При чем, чем выше степень влияния нарушения на исход заболевания, тем значительней возможные финансовые потери для медицинской организации. Нарушения групп 2 – 3 создают, помимо финансовых, репутационные риски, так как являются показателем ненадлежащей медицинской помощи [4]. Такие риски особенно часто реализуются при проведении ЭКМП по обращениям граждан и их представителей. Нарушения группы 3, помимо финансовых и репутационных, создают еще и юридические риски, так как зачастую являются поводом для возбуждения гражданских и уголовных дел [5].

Таким образом, уровень знаний врачами – сотрудниками медицинских организаций эталонов позволяет значительно уменьшить количество нарушений, выявляемых при проведении ЭКМП, а значит снизить финансовые санкции, применяемые по результатам экспертного контроля, репутационные риски по обращениям граждан и их представителей и юридические риски при причинении вреда здоровью пациентов. Оценка знаний врачами эталонов – это важный этап проведения внутреннего контроля качества медицинской помощи, по результатам которого возможно определить потребность в проведении обучения сотрудников нормативным правовым актам РФ по вопросам организации и оказания медицинской помощи в учебном центре (методологическом отделе) медицинской организации, организации учебного процесса с привлечением внешних аудиторов или повышении квалификации в учебных заведениях.

 

Список литературы

 

1.    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2.     Экспертная деятельность в обязательном медицинском страховании: практ. пособие / А.В. Березников, В.П. Конев, Ю.О. Онуфрийчук [и др.]. — М.: Инфра-М, 2016. — 184 с.

3.       Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и   условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230.

4.   Экспертиза качества медицинской помощи: учебное пособие / А.В. Березников, Е.А. Берсенева С.О. Шкитин // - М.: ООО «Светлица», 2018 - 176 с.

5.   Грачева Т.Ю. Юридические основы деятельности врача: учебное пособие / Т.Ю. Грачева, Е.А. Берсенева, О.Н. Каминская [и др.] // - Кемерово, 2017 – 343 с.