Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ РОССИЙСКИХ И ЯПОНСКИХ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

В настоящее время употребление алкоголя в молодежной среде представляет из себя актуальную проблему. Связанно это, в первую очередь, с повышенным спросом и большой популярностью энергетических и алкогольных напитков. В разных странах количество употребляемого алкоголя на душу населения различно. Такое различие обусловлено рядом факторов: этническими традициями (особенности крепости национальных напитков), социальными (пропаганда алкоголя, ценовая доступность), силами влияния религии государства (запрет спиртного религией) и физиологическими особенностями жителей. Все это в совокупности определяет различия “алкогольного поведения” в разных странах. Например, у Японцев наблюдается необычная для европейцев реакция на небольшие дозы алкоголя: головокружение, тахикардия, потоотделение, тошнота, гиперемия кожи и слизистых оболочек. Данный симптомокомплекс получил название «Флаш-реакции» (от английского Flash «взрыв»).

Целью исследования является изучение особенностей употребления спиртных напитков студентами университетов Российской Федерации и Японии.

Материалы и методы. В ходе исследования было проведено два анонимных анкетирование студентов. В первом участвовали респонденты пяти японских (университеты Аояма, Васэда, Нагоя, Хитоцубаси, Хосэй,) и четырех российских (Кубанский медицинский университет, Кубанский государственный университет, Московский лингвистический университет, Томский технологический университет) ВУЗов. В нем приняли участие 400 человек в возрасте от 19 до 27 лет, по 200 респондентов из каждой страны. Из них 244 (90 японских и 154 российских) студента женского пола и 156 (110 японских и 46 российских) мужского. Во втором анкетировании участвовали студенты трех японских (Токийский университет, Университеты Аояма и Васэда) и четырех российских (Волгоградский медицинский университет, Кубанский медицинский университет, Кубанский государственный университет, Московский университет) университетов. В данном анкетировании приняли участие 500 человек в возрасте от 18 до 25 лет, по 250 респондента из каждой страны. Из них 202 (120 японских и 82 российских) студента женского пола и 298 (130 японских и 168 российских) мужского. Большинству студентов (900 человек), участвующих в исследовании 21 год (33,0%), затем идут студенты, которым исполнилось 20 (24,0%), 22 (21,0%), 23 (16,0%), 19 (3,5%), 24(1%) и по одному респонденту в возрасте 25, 26 и 27 лет. В целом, респонденты японских и российских вузов находятся в одинаковых возрастных категориях. Анкеты были разработаны на двух языках (русском и японском). Японские студенты были анкетированы при помощи интернет тестирования, проведенное через интернет-ресурсы (LINE, Facebook, Вконтакте и сайт Survio) на страницах университетов, а также при помощи коллег-студентов этих ВУЗов.

Результаты и обсуждения. По данным анкетирования выявлено, что 38,0% российских и 18,0% японских студентов впервые осознанно попробовали алкогольные напитки в возрасте 14-15 лет. Большинство респондентов из Японии ответили, что впервые они попробовали спиртные напитки в 16-17 лет (39,0%), тогда как данную позицию  выбрали 32,0% российских респондентов. 14,0% российских и 37,0% японских студентов попробовали алкогольные напитки в 18-19 лет. Затем идет позиция 12-13 лет, которую выбрало 9,0% российских и 1,0% японских респондентов. 6,0% российских студентов и 4,0% японских студентов ответили, что не помнят точный возраст, когда они пробовали алкогольные напитки или этот возраст меньше 12 лет. Только  1,0% респондентов из каждой страны ответили, что никогда не пробовали алкоголь. Первым алкогольным напитком, которые впервые осознанно попробовали российские студенты было- шампанское (39,0%), пиво (34,0%), вино (16,0%), различные коктейли (7,0%), крепкие алкогольные напитки-ликеры, водка, коньяк, виски (4,0%). У японских студентов – пиво (47,0%), национальные напитки- хатимицусю, нихонсю, мирин (24,0%), вино (15,0%), различные коктейли (7,0%), крепкие алкогольные напитки (1,0%). Большинство студентов (РС-83,0%, ЯС-92,0%) обеих стран впервые попробовали алкоголь дома-в семейном кругу. Большая часть российских студентов (48,0%) ответили, что употребляют алкогольные напитки не более 1 раза в месяц. 26,0% респондентов 2-3 раза в месяц, 20,0% 1 раз в неделю и 6,0% 2-3 раза в неделю. У японских студентов соотношение позиций следующее: 35% 2-3 раза в месяц, 31,0% не более 1 раза в месяц, 27,0% 1 раз в неделю и 7,0% 2-3 раза в неделю. Практически всем респондентам двух стран разрешали употреблять алкоголь в семейном кругу. Но 51,0% российских студентов и 62,0% японских ответили, что это возможно было совершать после достижения определенного возраста. У большинства российских студентов (60,0%) родители употребляют алкогольные напитки 2-3 раза в месяц. Тогда как у японских (55,0%) 1 раз в неделю. Эту позицию выбрало 25,0% российских респондентов. 11,0% РС и 22,0% ЯС ответили, что их родители употребляют алкоголь 2-3 раза в неделю. Большинство респондентов из России ответили, что они употребляют спиртные напитки для настроения -59,0%, а 31,0% ответили - “чтобы не быть «белой вороной»”. Японские студенты в своем большинстве употребляют алкогольные напитки – “чтобы снять стресс” – 57,0%. Когда “для настроения” ответили 24,0% респондентов. По данным второго анкетирования выявлено, что 85,0% русских студентов употребляет алкоголь с содержанием спирта меньше 40%, тогда как среди японских коллег алкоголь такой же крепости употребляют 96,0%. Самыми популярными алкогольными напитками, которые употребляют российские студенты стали пиво, водка, виски и алкогольные напитки. У японских студентов пиво, европейские и национальные вина из риса и сливы (мирин, сакэмисю). 44,0% студентов российских вузов пьянеют после употребления 400 – 600 мл алкоголя, а большая часть (52,0%) японских студентов – после употребления 200 – 350 мл. Побочные эффекты у большинства тех и других студентов проявляются одинаково: головокружение, нарушение внимания, неадекватное поведение, тошнота и рвота. У 81,0% студентов из Японии опьянение наступает через 15 – 30 мин, а у большинства студентов из России (64,0%) оно наступает через 30 – 60 мин. У равного количества студентов российских ВУЗов признаки опьянения проходят через 30 – 60 мин (≈33,0%), 1 – 2 ч (≈33,0%) и более 2 ч (≈34,0%). Студенты японских ВУЗов в подавляющем большинстве (83,0%) избавляются от этих признаков через 2 часа и более.

Таким образом, большинство респондентов из российских ВУЗов впервые попробовали алкогольные напитки в возрасте 15-16 лет, тогда как их азиатские коллеги в возрасте 17-18 лет. Это можно объяснить в первую очередь разным уровнем государственного контроля, целью которого является формирования определенного алкогольного поведения у несовершеннолетних. Примером послужит жесткая японская политика в плане доступности алкогольных напитков для лиц несовершеннолетнего возраста (ежегодный мониторинг и анкетирования в школах, высокая ценовая планка на алкоголь, запрет на вход несовершеннолетним в заведения, где продаются крепкие спиртные напитки, запрещена продажа лицам, чей возраст младше 20-ти лет). Практически все респонденты двух стран попробовали впервые алкоголь в семейном кругу, где также им разрешалось его употребление. Самые популярные ответы на вопрос, про первый алкогольный напиток, который попробовали российские студенты, стали шампанское и пиво. Затем идет вино. Эти напитки довольно часто употребляют жители России на различных мероприятиях, праздниках и семейных торжествах. Японские студенты в своем большинстве отдали первую позицию пиву. Затем идут слабоалкогольные (по сравнению с шампанским и вином) национальные напитки. Данный ответ можно объяснить повышенным спросом на пиво в Японии. На любом застолье в стране Восходящего солнца присутствует данный напиток. У японских студентов быстрее наступают признаки опьянения, которые прекращаются через более длительный промежуток времени, чем у российских студентов. В связи с этим азиатские студенты употребляют меньшее количество алкоголя и предпочитают менее крепкие напитки по сравнению со своими европейскими коллегами. Употребление слабоалкогольных напитков (пиво, национальные напитки) в Японии обуславливают особенности физиологии метаболизма этилового спирта у японцев (особенности генов, кодирующих алкогольдегидрогеназу и ацетальдегиддегидрогеназу). Особенность этих ферментов у азиатов приводит к быстрому превращению этанола в токсичный ацетальдегид и медленной его инактивации. Это обусловливает длительную фазу интоксикации, которая проявляется рвотой, бредом, галлюцинациями и в худшем случае-комой при употреблении напитков, содержащих высокий процент этанола. В связи с этим японцы употребляют меньше алкоголя и предпочитают менее крепкие напитки по сравнению со своими европейскими коллегами. Большинство российских респондентов употребляют алкоголь не более 1 раза в месяц. Японские же респонденты отдали большинство голосов позиции “3 раза в месяц”, а затем только “не более 1 раза в месяц”. Родители русских студентов в большинстве употребляют алкоголь 2-3 раза в месяц. У японских студентов первая позиция на данный вопрос -1 раз в неделю. Дать объяснение таких ответов, (столь частое употребление японскими студентами и их родителей алкогольных напитков по сравнению с российскими) при учете вышеописанных физиологических особенностей, можно при помощи ответов на вопрос: “По какой причине по-вашему Вы употребляете алкогольные напитки?”. Японские студенты в своем большинстве ответили, что они употребляют алкоголь для снятия стресса, тогда как российские студенты употребляют для поднятия настроения. По нашему мнению, это объясняется в свою очередь разным условием труда и обучения, а также особенностями  национального характера. В Японии  довольно строгие и высокие требования к студентам  и работающим в компаниях сотрудникам  в плане дисциплины, обучения, рабочему времени и т.п. Параллельно вместе с этим особое чувство ответственности у японцев и страха перед опозданием на работу, занятиями, экзаменами и сертификацией, которые довольно часто проходят в Японии в течении одного квартала, и повышенная конкуренция среди японцев за работу и учебу приводят к постоянному психоэмоциональному стрессу.

 

Список литературы

1.     Авдеева Л.В., Алейникова Т.Л., Адрианова Л.Е., Белушкина Н.Н., Волкова Н.П. и др. под ред. чл.-корр.РАН, проф. Е.С. Северина. Биохимия, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2.     Альтшулер В.Б. Клиника алкоголизма // В кн.: Руководство по наркологии /Под ред. Н.Н. Иванца. М.: Медпрактика-М, 2002.

3.     Буров Ю.В., Ведерникова Н.Н. Нейрохимия и фармакология алкоголизма, 1985, М.: Медицина.

4.     Кожемякин Л.А., Ингибиторы алкогольдегидрогеназы и их влияние на основные ферментные системы метаболизма алифатических спиртов, Вопросы медицинской химии, 1990 г.

5.     Нужный В.П., Пометов Ю.Д., Ковалева А.В., Павельев Е.В., Цутко И.В., Овчинникова Н.С., Котовская Ю.В., Огурцов П.П., Кобалава Ж.Д., Моисеев В.С. Сравнительное исследование психофизиологических эффектов водки, пива и слабоалкогольного газированного напитка// Вопросы наркологии. – 2003.