17 апреля 2016г.
Аннотация
Проведена оценка уровня физической подготовленности подростков с миопией на фоне разработанной индивидуальной методики адаптивной физической культуры, включающей в себя специальную гимнастику для глаз, игры с мячом, элементы кинезологического воздействия (гимнастика для развития умственных способностей «Брейн-Джим»). Установлено положительное влияние специализированных физических нагрузок на показатели физической подготовленности подростков с нарушением зрения, что позволяет судить об эффективности разработанной методики адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: уровень физической подготовленности, подростки, миопия, методика адаптивной физической культуры
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности [1]. Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников [4,5]. Процесс успешной адаптации к постоянно меняющимся факторам внешней и внутренней среды является главным звеном при наличии хронической патологии [8,9]. Исследования ряда авторов показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной адаптироваться и утвердить себя в обществе нормально видящих людей [7,10]. На сегодняшний день велика роль изучения уровня физической подготовленности у подростков с различными показателями здоровья и заболеваниями [2,3]. Однако физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии [4]. На сегодняшний день перспективным направлением является разработка и внедрение особенных методик, учитывающих все нюансы категории детей с миопией и максимально удовлетворяющих как их физическим, так и эмоциональным потребностям.
Цель исследования
Оценить исходное состояние параметров физической подготовленности подростков с нарушением зрения и исследовать влияние методики занятий адаптивной физической культурой, направленной на повышение физической подготовленности подростков с миопией.
Материалы и методы исследования
В исследование включены 62 подростка с диагнозом миопия в возрасте 12-15 лет. В соответствии с целью исследования произведено разделение на две группы: контрольную – 29 подростков (занимались по стандартной методике) и экспериментальную – в ее состав включены 33 участника (занимались по разработанной методике). Разработана специализированная методика, предназначенная для детей с нарушением зрения. Комплекс физических реабилитационных мероприятий включает специальную гимнастику для глаз, игры с мячом. Применены элементы кинезологического воздействия (гимнастика для развития умственных способностей «Брейн-Джим») [6]. Оценка функционального состояния и параметров физической подготовленности подростков проводили на базе МУЗ «Областной центр творческой реабилитации вдохновение». Для оценки параметров физической подготовленности подростков с миопией в исследовании использованы следующие методы: индекс Руфье, челночный бег (3х10 м), бросок набивного мяча из положения, сидя на полу (вес набивного мяча 1 кг).
Результаты исследования
По результатам проведенного исследования индекс Руфье до занятий в экспериментальной группе равен 16 условных единиц, после - 11 условных единиц, что соответствует оценке «средний», а также свидетельствует о статистически значимо положительной динамике адаптационных механизмов организма подростков, и, как следствие, об улучшении их физической подготовленности. В контрольной группе достоверных изменений данного показателя при исходном и повторном исследовании не наблюдалось (14 и 14,5 условных единиц, соответственно) (Рисунок 1).
В процессе проведения обследования
в динамике
рассмотрены результаты челночного бега у подростков
с миопией из обеих групп. По этому показателю в контрольной группе данные изменились крайне незначительно (11,2±0,26 сек.), тогда как в экспериментальной по этому показателю наблюдалась статистически значимая положительная динамика (10,0±0,27 сек.) (Рисунок 2).
Еще
одним показателем рассмотренным для определения влияния разработанной методики адаптивной физической культуры на физическое развитие подростков с миопией были результаты броска набивного мяча. Данные контрольной группы достоверно не отличались от первоначальных (162±29,06 см). Показатели экспериментальной группы имели достоверные отличия от исходных (187±15,41 см.) (Рисунок 3).
В целом анализ тестов, оценивающих физическое развитие подростков с миопией, свидетельствует об эффективности разработанной методики для повышения уровня общей физической подготовленности, что, конечно самым благоприятным образом сказывается и на уровне здоровья школьников.
Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать
положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
В целом анализ тестов, оценивающих физическое развитие подростков с миопией, свидетельствует об эффективности разработанной методики для повышения уровня общей физической подготовленности, что, конечно самым благоприятным образом сказывается и на уровне здоровья школьников.
Выводы:
В исходном состоянии исследование показатели физической работоспособности подростков с нарушением зрения снижены, что делает актуальной разработку специальной методики физической реабилитации.
Разработанная методика занятий адаптивной физической культурой направлена на повышение физической подготовленности подростков с миопией.
Предлагаемый комплекс
физических
упражнений
положительно влияет на
показатели физической подготовленности подростков с нарушением зрения, что позволяет судить об эффективности разработанной методики адаптивной физической культуры.
Список литературы
1.
Ковалевский Е.Г. Берегите зрение детей. М.: Медицина, 2006. – 79 с.
2. Осадшая Л.Б., Богачев А.Н., Грецкая И.Б. Физическая подготовленность подростков с различным уровнем здоровья и двигательной активности//Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке.-2010.-Т.12, №6.-с.295-296.
3. Осадшая Л.Б., Богачев А.Н., Долецкий А.Н. Физиологические основы мониторинга адаптивных возможностей организма подростков в процессе их физического воспитания, Волгоград.-2014, с.156.
4. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения.— СПб., 2002. – 154 с.
5.
Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением: методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.- 35с.
6. Сливина Л.П., Калинченко Е.И. Оценка эффективности использования образовательной кинезиологии для повышения учебной дееспособности учащихся младших классов//Вестник новых медицинских технологий.-2011,Т18.-№3.-С.278-280.
7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000. – 347 с.
8. Федотова И.В., Стаценко М.Е. Медицинская дизадаптация и частота встречаемости хронических заболеваний у экс-спортсменов в зависимости от возраста//Вестник Волгоградского государственного медицинского университета.-2013.-№1(45).-С.98-100.
9. Федотова И.В., Стаценко М.Е., Вершини Е.Г.
Социологическое исследование предикторов дезадаптации у экс-спортсменов//Социология
медицины.-2013.-№1(22).-С.23-26.
10. Шматко Н.Б. Дети с
отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. — М., 2007. – 77 с.