Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ КВАЛИФИКАЦИИ К КОМПЕТЕНЦИЯМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Высшее образование, как и экономика, в своем историческом развитии прошло два глобальных этапа: духовно-религиозный и сциентистский. Оба они могут быть отнесены к так называемому «поддерживающему обучению». В своей основе оно имеет фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями.

Сегодня меняющаяся роль человеческого капитала, необходимость воспроизводства и массовой подготовки профессионалов нового типа вновь влечет за собой изменение таких сфер, как наука и образование. Цели, ценности и механизмы трансляции и воспроизводства знаний, используемые при «поддерживающем обучении»  не  отвечают  требованиям  экономики  постиндустриального  общества.  Его  альтернатива  –«инновационное образование, при котором на первый план выдвигается проблема активизации созидательного творческого потенциала обучающих и обучающихся, и их инновационной способности.

В рамках инновационной парадигмы образования научные знания рассматриваются в контексте социальных условий и социальных последствий деятельности, доминирует неклассический тип научной рациональности, при которых методы и субъекты познания влияют на его результаты (Табл.1).

  

Таблица 1  

Сравнение основных этапов развития системы высшего образования


Характер системы,

признаки сравнения

Духовно-религиозная

система

 

Сциентистская система

 

Инновационная система

 

Ценностная ориентация

 

Религиозные догматы

 

Абсолютизация науки

Созидательная

деятельность

Образование отвечает на

вопрос

 

Что?

 

Почему?

 

Зачем?

 

Тип рациональности

 

Религиозная метафизика

Классическая научная

рациональность

Постнеклассическая

научная рациональность

Форма существования

научного знания

Неразвитое единство

знаний

 

Дифференциация знаний

 

Интеграция знаний

Организация содержания обучения

 

Предметная

 

Дисциплинарно-курсовая

Проблемно- методологическая

 

Роль обучающего

 

Наставник

 

Преподаватель

 

Сотрудник

 

Роль обучающегося

 

Послушник

 

Студент

 

Сотрудник

 

Инновационное образование имеет ряд признаков, которых существенно отличает его от классического. Если классическая система образования повернута назад – в прошлое знание и нацелена на передачу готовых знаний, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы, то инновационное образование повернуто вперед – в будущую деятельность. Научные знания в рамках этой парадигмы рассматриваются в контексте социальных условий и социальных последствий деятельности, доминирует неклассический тип научной рациональности, при которых методы и субъекты познания влияют на его результаты. Используется междисциплинарная организация содержание обучения; интегрированное освоение законов природы, техники, общества, человека на основе людей системного мышления, все это дает возможность освоения методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности личности – способности создавать то, о чем может не знать преподаватель. И, наконец, инновационное образование создает особенные условия для формирования и развития нравственности, духовности, социальной ответственности, как компонентов профессионализма.

В традиционном учебном процессе формируются в основном следующие уровни компетенций:

·         репродуктивный – умение решать поставленную задачу с использованием стандартных методов и по заранее разработанным, установленным и предписанным процедурам;

·         новационно-репродуктивный – способность находить в рамках поставленных задач нестандартные методы их решения, выбирая наиболее эффективные процедуры.

Сегодня этого недостаточно, поскольку современные запросы работодателей к системе высшего профессионального образования требуют формирования у выпускников совершенно иных, более высоких, уровней мышления. Следовательно, в  современном образовательном процессе у всех без исключения выпускников должны вырабатываться такие уровни организационно-деятельностных компетенций, как:

·         новационный – способность специалиста ставить цели и задачи своей деятельности, деятельности своих подчиненных и организации в целом, разрабатывать инновационные методы и процедуры их достижения;

·         новационно-креативный – способность специалиста разрабатывать концепции своей деятельности, деятельности своих подчиненных, организации в целом на основе многоуровневой оценки ситуации в организации и внешней среде.

Этих уровней компетенций возможно достичь через принципиально иные подходы к организации учебного процесса.

Основная проблема качества подготовки в российских вузах заключается в несовершенстве технологий учебного процесса. Последние не способствуют выработке у студентов навыков самостоятельного и критического мышления, что нас резко отличает от ведущих западных школ.

В связи со всем выше сказанным мы видим следующие условия, обеспечивающие активное вхождение вузов России в единое европейское образовательное пространство:

·         формирование инновационной корпоративной культуры вуза и внутренней конкурентной среды;

·         подготовка и развитие кадрового потенциала с инновационным типом мышления;

·         использование инновационных педагогических технологий обучения;

·         диверсификация источников финансирования вуза и активный «фандрайзинг»;

·         развитие инфраструктуры взаимодействия вуза с внешней средой

Концепция «инновационного образования» актуальна именно сейчас, в момент становления постиндустриального общества, когда требуются высококлассные специалисты, как прочная кадровая основа для инновационной экономики и на первый план выдвигается проблема активизации созидательного творческого потенциала преподавателей и студентов, и их инновационной способности [2; 5].

Инновационная составляющая системы образования должна проявиться, во-первых, в оперативном изучении и освоении хорошо зарекомендовавших себя на практике основ развития навыков критического (аналитического) мышления, интерактивных методов обучения и разработке новых методов и приемов обучения.

Во-вторых, инновационная способность системы образования может быть увеличена за счет серьезного усиления информационной компетентности преподавателей высшей школы, которая определяется такими слагаемыми профессиональной деятельности преподавателя, как:

·         знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах, в том числе умение добыть и разместить представить информацию в глобальной сети Интернет;

·         владение навыками организации и проведения лекций, семинаров и других видов занятий с использованием информационных и телекоммуникационных технологий с учетом специфики конкретной дисциплины;

·         умение организовать самостоятельную работу студентов посредством Интернет-технологий и ресурсов, позволяющих оперативно осуществлять экономическую, менеджерскую аналитику  экономической ситуации.

В-третьих, для повышения качества обучения необходимо создание в вузах инновационных информационно-методической системы поддержки тренинговой среды, работающей в режиме On-line технологий и включающей несколько, взаимосвязанных модулей:

·         информационно-методическую   службу;

·         методический Интернет-форум;

·         виртуальный консультарий.

И, наконец, надо отметить, что методы преподавания в инновационном вузе должны строиться на фундаментальном условии освоения студентами инновационных методов мышления и деятельности – принципе единства учебной, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности студентов, как самостоятельной, так и в единой команде с преподавателями.

Все базовые инструменты реализации поставленных задач можно сгруппировать в четыре блока модернизации учебного процесса. Кратко поясним каждый из блоков:

Блок 1. Виртуальные образовательные тренинги в профессиональной деятельности (интерактивные

учебники, электронные экономические тренажеры, электронные деловые игры).

Блок 2. Мыследеятельностные тренинги (проблематизация, рефлексия, коммуникация и самооценка) и развивающие технологии, моделирующие синтетическое мышление у обучаемого, используемые в рамках семинарских занятий по дисциплинам специальности и специализации.

Блок 3. Междисциплинарные тренинги.

Блок 4. Поисковая научно-исследовательская деятельность. Предложена модернизация традиционной модульной системы обучения путем добавления пятого научно-исследовательского модуля, продолжительностью с мая по конец июня.

Практическое решение обозначенных проблем в РЭУ им. Г.В. Плеханова связывается с широким использованием в учебном процессе инновационных педагогических технологи [1; 3; 4; 5].

Так, на 1-м  курсе у студентов формируется репродуктивный  уровень мышления, т.е. умение решать стандартные задачи стандартными методами, основу которых составляют три базовые дисциплины: история экономики, отечественная история, социология.

Параллельно с гуманитарным блоком идет блок инструментальных дисциплин. В течение года проводится синтетический практикум, базовыми дисциплинами которого являются экономическая теория, статистика и информационные технологии.

Глубокое изучение экономики должно включать критическое обсуждение как преимуществ, так и недостатков различных экономических моделей начиная с базовых классических теорий Адама Смита, Джона Мейнарда Кейнса или Карла Маркса и до современных исследований ученых-экономистов.

На 2-м курсе у студентов формируется новационно-репродуктивный уровень мышления, т.е. способность находить для стандартных задач нестандартные методы решения.

Через диспуты, дискуссии, публичные выступления, эссе, аналитические записки на исторически важные для экономики страны темы у студентов вырабатывается гражданская позиция и принадлежность к научной школе вуза, а также формируются начальные умения поиска, хранения, обработки и систематизации информации, аналитического реферирования и презентации.

Третий и четвертый курсы посвящены формированию у студентов новационного (постановка цели и задачи своей деятельности по известной проблеме, разрабатывать инновационные методы и процедуры их достижения) и новационно-креативного (выявление проблемы, определение стратегии деятельности и моделирование проекта) уровней мышления соответственно, через междисциплинарные проекты с использованием знаний по маркетингу, экономическому анализу, бизнес-статистике и информационным технологиям.

При этом закладывается умение использовать для анализа проблемных ситуаций прикладной экономики арсенал методов экономического анализа на основе владения определенным уровнем информационных технологий. Продолжается освоение методов рефлексивной культуры, групповой коммуникации и профессиональной этики, также формируется владение методами научного реферирования.

Главная цель всех этих методических технологий – вовлечь студента в учебный процесс, сделать его активным участником процесса обучения, сформировать у него самостоятельность, заинтересованность в активном приобретении знаний, навыков самообразования, необходимых для непрерывного образования, и исследовательских способностей без чего не возможно формирование креативного мышления и инновационного подхода к организации деятельности в любой сфере, в какой бы он в дальнейшем не работал.

 

Список литературы

1.     Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. Развитие управленческих компетенций современными тренинговыми методами // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного e-симпозиума (Электронный ресурс). Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С. 125-137.

2.     Селянская Г.Н. Кадровый потенциал вуза – базовый ресурс инновационного развития высшей школы // Транспортное дело России. – 2006. – № 9. – С. 85.

3.     Селянская  Г.Н.  Образовательные  инновации:  практика  внедрения  компетентностного  подхода  //Экономика региона. – 2011. – № 1. – С. 157-165.

4.     Яблочкина И.В., Меламуд М.Р. Преподавание отечественной истории на факультете дистанционного обучения: опыт и проблемы. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2006. – № 2. – С. 3-7.

5.     Яблочкина И.В. Инновационное гуманитарное образование в вузе // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2016. С. 147-149.