Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Одним из путей совершенствования образования является организация информационно - образовательной среды, создание которой сопровождается развитием нового направления — электронной педагогики, решающей задачи личностного развития будущего специалиста, его самореализации и самоактуализации,  профессионального  самоопределения,  формирования  высокой  профессиональной компетентности, обеспечивающей оперативную переквалификацию в условиях быстро изменяющихся технологий, профессий и специализаций. Решение перечисленных выше задач может быть найдено в использовании электронных средств обучения (ЭСО). При изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ).

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. При использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация свойств реальных объектов,  закономерностей, теорий, понятий.

Основными видами компьютерных средств обучения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

сервисные программные средства общего назначения,

программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, электронные тренажеры,

программные средства для имитационного моделирования,

программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий, информационно-поисковые справочные системы,

автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные учебники (ЭУ),

экспертные обучающие системы (ЭОС),

интеллектуальные обучающие системы (ИОС).

Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы студентов.

Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Как правило, задачей обучающегося является выбор одного или нескольких правильных ответов из  предлагаемых. Появляется возможность многократного   и более     частого контроля      знаний,      в      том      числе      и      самоконтроля. Электронные  тренажеры  предназначены  для  отработки  практических  умений  и  навыков  при выполнении  лабораторных и   практических   работ. Программные     средства    для  имитационного   моделирования        позволяют     расширить  границы экспериментальных  и    теоретических            исследований,   дополнить   физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно- ориентированные  программные  среды,  обеспечивающие  возможность  оперирования  моделями определенного  класса.

Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предоставления разнообразной информации и широко используются при организации самостоятельной работы обучающихся. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск нужной    информации.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) представляют собой обучающие программы сравнительно    небольшого     объема,    обеспечивающие    изучение    обучающимися  теоретического материала,   тренировку   и  самоконтроль. Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. 

Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и  заканчивая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучающихся. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на  основе модели  осуществляется рефлексивное управление обучением. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты прикладных программ, CALS- системы и т.п.) рассматриваются в составе электронных средств обучения не только как предмет изучения, но     и     как     средство     обучения     при     решении     профессионально-ориентированных     задач.

Кроме того, включение в состав ЭСО сервисных средств, других аналогичных средств образовательного назначения, наравне с ЭСО, делает целесообразным одновременное рассмотрение электронных средств обучения, образовательных электронных изданий и образовательных электронных ресурсов. Использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.

Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области еще много не решенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами. Использование средств информационных технологий в системе подготовки студентов приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности следующими значимыми возможностями:

совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования; введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

    внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

    повышения  эффективности  обучения  за  счет  повышения  уровня  его  индивидуализации  и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

    организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

    совершенствования механизмов управления системой образования.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучающихся, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Другим существенным недостатком повсеместного использования образовательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального   взаимодействия.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям.

Определенные трудности могут возникнуть в результате применения электронных средств обучения для поиска и использования информации.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми образовательными электронными изданиями и ресурсами, такими как электронные справочники, энциклопедии, интернет-порталы, могут отвлекать внимание обучающихся в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда студенту одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он, отвлекаясь от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропускает важную информацию.

Во многих случаях использование электронных средств обучения неоправданно лишает обучающихся возможности проведения опытов на реальном оборудовании. Наконец, чрезмерное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.