Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Концепция развития образования в настоящее время в качестве основного направления предлагает личностно-ориентированный подход, при котором основной задачей является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для оптимального проявления и всемерного развития личностных функций педагогического взаимодействия [2]. В связи с этим особую роль приобретают продуктивные технологии, целью которых является создание комплекса оптимальных условий для развития личности обучающегося.

В современной дидактике существует большое количество педагогических технологий, призванных решать те или иные актуальные задачи. Общими, интеграционными характеристиками этих технологий являются следующие: создание комплекса оптимальных условий для развития личности обучающегося; наличие активного взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса; в качестве главных приоритетов выступают деятельность, общение, возможность для самовыражения, процессуальность и самореализация обучающихся и педагогов в педагогическом процессе; рефлексия обучающимися собственного опыта творческой деятельности и преобладание проблемно-поисковых и интерактивных методов [8].

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации, процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития и саморазвития[6, 7]. Поскольку педагогический процесс предусматривает обмен деятельностью обучающего и обучаемых, рефлексия в педагогическом процессе включает следующие виды рефлексии:

-   педагогом своей педагогической деятельности;

-   педагогом деятельности обучающихся;

-   обучающимся своей деятельности;

-   обучающимся деятельности педагога;

-   педагогом педагогического взаимодействия;

-   обучающимся педагогического взаимодействия.

По своей главной сути природа человеческой субъектности находит свое выражение в способности к рефлексии. Субъект характеризуется наличием сознания и самосознания, а также потребностью в познании, т.е. в приобретении знаний, постижении закономерностей и причинно-следственных связей объективного мира, ассимиляции этих знаний и их творческой переработке. В сознании субъекта на основе динамики его деятельности, изменений ее задач и событий отражается способ его действий [1, с.161]. Сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности и самого себя, как писал выдающийся психолог А.Н. Леонтьев [9, с.97].

Как было уже сказано, рефлексия является важнейшим условием оптимизации процесса развития и особенно саморазвития всех участников образовательного процесса [6]. Рефлексии, являющейся одним из первых звеньев творческого процесса, свойственны следующие функции:

-   диагностическая, которая констатирует уровень развития участников педагогического процесса, уровень дидактического материала и уровень взаимодействия;

-        мотивационная, которая определяет характер и направленность, а также результативность взаимодействия обучающего и обучаемого;

-   коммуникативная, которая представляет общение обучающего и обучающегося;

-   коррекционно-проектировочная, которая побуждает участников педагогического процесса моделировать свою деятельность, внося необходимые и целесообразные изменения;

-   организаторская, которая способствует процессу оптимизации деятельности в процессе взаимодействия обучающего и обучающегося;

-    смыслотворческая, что представляет для нас наибольший интерес в рамках данного исследования – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их действия.

Способность к рефлексии в условиях современного высшего образования проявляется в творческом характере деятельности обучающегося. Различные типы и уровни проявления обучающегося имеют определенные атрибутивные характеристики [9]. Среди основных качественных критериев, выделяемых для студентов юридического профиля, необходимо выделить следующие:

-      способность и готовность будущего юриста успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социокультурной ситуации и участвовать в ее преобразовании в качестве сотрудников правоохранительных органов;

-     способность осознавать ответственность за создание условий своего рaзвития как личности и как профессионала в сфере юриспруденции;

-      потребность в активном и творческом отношении к образованию и обучению, к проявлению самостоятельности в образовательной, а в дальнейшем - и в профессиональной деятельности;

-        способность превращать собственную образовательную деятельность будущего специалиста юридического профиля в  предмет практического совершенствования, стремление к личностной и профессиональной самореализации;

-   грамотное соотношение исполнительской и организаторской роли в деятельности будущего сотрудника правоохранительных органов, стремление к личностной и профессиональной (юридической) самореализации;

-    отношение к себе как к субъекту образовательной деятельности и жизнедеятельности, направленность образовательной деятельности в рамках юридического образования на личное, профессиональное и общественное развитие;

-    стремление к созданию индивидуального смысла и творческого отношения к явлениям и ситуациям, возникающим в процессе обучения специалистов юридического профиля.

Какова же процедура рефлексии в процессе обучения иностранному языку будущих юристов? Сначала субъект педагогического взаимодействия вербально фиксирует свое состояние [4]. Разумеется, это чрезвычайно важно для будущего юриста, ведь нельзя работать с людьми, не умея оценить их эмоциональное состояние. Что касается лингвистической составляющей данного вида взаимодействия, здесь, безусловно, от преподавателя требуется подбор дидактического материала в виде грамматических и специальных лексических структур, необходимых для описания своего состояния [5]. Необходимый дидактический материал должен быть разработан и предоставлен обучающимся для того, чтобы они могли грамотно рассказать:

-       о чувственно-эмоциональном состоянии (радость или разочарование, огорчение, недоумение, благодарность, скованность, дискомфорт или, наоборот, удовлетворение и т.д.);

-     об интересах и потребностях (какие познавательные и творческие интересы появились в процессе обучения, является ли проявление данного интереса активным или пассивным и т.д.);

-     о мотивационно-гностическом состоянии (насколько данная деятельность оказалась  значимой для обучающегося, произошло ли углубление и систематизация знаний и т.д.);

-    о сознании и ценностной ориентации (произошло ли осознание своей деятельности, как изменилась самооценка в процессе данной деятельности, как расширился спектр ценностей;

-    какие умения были приобретены в процессе данного взаимодействия и т.д.

Вторым шагом в процедуре рефлексии является определение субъектом причин зафиксированного состояния развития личности. Это требует определенных аналитических способностей и довольно продвинутого уровня знания иностранного языка [4]. Среди причин можно назвать интересное содержание, благоприятную атмосферу, успешность взаимодействия, личностная ценность, значимость обсуждаемых проблем, инновационные педагогические технологии, творческое решение проблем, полилог и диалог [7].

Заканчивается процедура рефлексии, как одного из дидактических приемов обучения, оценкой эффективности своего развития в процессе данной деятельности. Под оценкой подразумевается мнение самого субъекта педагогического взаимодействия как самого уровня развития, так и воздействия на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия: деятельности, педагогических технологий, содержания; установление обучающимся качества реализованного взаимодействия [8, 10]. При этом критериями оценки служат состояние мотивов, деятельности, а также эмоциональное состояние субъектов педагогического процесса. Одним из предлагаемых методов является рефлексивная мишень:

1.      На смартборде преподавателем рисуется мишень, которая делится на 4 сектора: 1 – содержание; 2 – форма взаимодействия; 3 – деятельность педагога; 4 – деятельность студента на данном семинаре.

2.      Студенты группы поочередно подходят к компьютеру и с его помощью на смартборде в каждом из секторов ставят балл от 0 до10 («стреляют в мишень»). Если студент низко оценивает состоявшееся взаимодействие, то он ставит оценку в поле «0». Если студент высоко оценивает данный аспект взаимодействия, то отметка ставится в поле «10».

3.      После того как каждый студент поставил 4 отметки (по одной в каждом секторе  - «выстрелил по мишени»), рефлексивная мишень сохраняется в базе данных группы с тем, чтобы любой студент  и преподаватель имели возможность посмотреть и проанализировать результат.

Другими методами, стимулирующими рефлексию и творческую активность обучающихся, являются методы «цепочка пожеланий», «заверши фразу».

Цепочка пожеланий

1.      Каждому участнику семинара предлагается в определенной последовательности (по цепочке) обратиться с пожеланиями к себе и соседу по семинарскому занятию и оценить итоги педагогического взаимодействия.

2.      В такой же или обратной последовательности преподаватель предлагает студентам высказать пожелания по какому-либо аспекту изучаемого материала в рамках календарно-тематического плана на следующее занятие.

3.      Преподаватель завершает цепочку пожеланий, подводя итог данного семинара и при необходимости внося коррективы в домашнее задание с учетом пожеланий студентов группы.

Заверши фразу:

1.      Для выявления мнения о происшедшем педагогическом взаимодействии, а также с целью проверки усвоенного лексического и тематического юридического материала студентам предлагается завершить ряд фраз, которые заранее подготовлены преподавателем, а в конце семинара выводятся на смартборд.

2.      Преподаватель должен выделить основные моменты изучаемого материала, а также включить в перечень высказывания, которые помогут оценить эмоциональное состояние студента и его настроенность на творчество в рамках изучаемого материала.

3.      В качестве примера можно привести список вопросов, которые были заданы преподавателем по окончании семинара, на котором происходило изучение Декларации прав человека [3, c. 205]:

1 )«Права человека в моем представлении – это...»

2 )«Наиболее серьезными нарушениями прав человека являются...» 3)«События на Украине говорят о том, что права человека там...»

4)«Главным условием прекращения конфликта в Украине и восстановлением там прав человека являются ...»

В результате применения методов личностного подхода при осуществлении педагогического процесса обучения будущих юристов, именно личность выступает как цель, результат и главный критерий эффективности всего педагогического процесса. Применение рефлексии как одного из важнейших компонентов личностно- ориентированного обучения в вузе опирается на саморазвитие профессиональных и творческих навыков студентов, которые реализуются в деятельности по преобразованию действительности в интересах как отдельной личности, так и всего общества. Как отмечают авторитеты в области дидактики (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.) именно в деятельности, на основе правильно организованного процесса рефлексии, личность получает возможность для самовыражения и творческого применения своих способностей [1, 9]. Хорошее знание иностранного языка послужит катализатором успешного совершенствования специалиста как в личностном, так и в профессиональном плане.

 

Список литературы

1.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2.      Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: дис. …доктора пед.наук. – Тюмень, 1997.

3.      Английский язык для юристов. Учебник для бакалавров // Проспект, М., 2014.

4.      Ариян М.А. Технология социально-развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения средней школы // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 7. – с.2-8.

5.      Барышников Н.В. особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком// Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях: Сб. науч. статей. – Пятигорск, 2000.

6.      Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – М., 1982.

7.      Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: учеб. пособие по спецкурсу. Л., 1991.

8.      Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы // Образовательная технология.– 2008. - № 3. – с.110-119.

9.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

10.   Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопр. психологии. -1996. № 1. С.5-19.