Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Абаз
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2019г.

Современная жизнь со стрессами, искусственным вскармливанием, занятостью родителей, компьютерными играми, повальным тестированием даёт свои первые «плоды». Даже на первый взгляд статистика «неговорящих» детей угрожающая: 70% детей младшего дошкольного возраста не говорят, к 5 годам возросло количество «особых» детей даже по сравнению с прошлым годом на 20%, готовность будущих первоклассников к школе снижается, дети старшего возраста не читают художественную литературу, не могут связно высказать свои мысли и т.д.

Задача педагогов - владеть арсеналом педагогических, психологических, логопедических средств для развития общей и мелкой моторики, координационных способностей, продуктивного межполушарного взаимодействия, чтобы активизировать речь 3, 5, 7, 15-летних детей. Объединив усилия дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, психолого-медицинских центров, учреждений дополнительного образования, максимально использовать потенциал дидактических игр, учебных предметов, инновационных методов и приёмов, мотивировать ребёнка любого возраста на полноценное общение с помощью языковых средств.

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Речь не разделима с мышлением, т.к. служит формой выражения мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать мысли. Речь дает ребенку возможность выражать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Дошкольный возраст – период интенсивного становления речи. Усваивая речь окружающих, ребенок овладевает её фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем. Развитое восприятие, внимание, память - серьезная база для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи —   диалога и монолога. Ограниченность словаря, отсутствие развёрнутой фразы – показатели неготовности ребёнка к школьному обучению...

Для школьника хорошо развитая речь служит средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. В школе происходит осознание ребёнком форм речи (звукового состава слова, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке, интенсивное развитие монолога. В период обучения в начальной школе важно овладеть письменной речью, научиться писать без ошибок, тем не менее, нарушения письма встречается у 35% третьеклассников...

В среднем школьном возрасте основное - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи. Упражнения на развитие речи опираются на определенные формы умственной работы (так называемые умственные операции): на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач.

Старший школьный возраст – главное совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля. Систематическая тренировка учащихся в связывании суждений, в построении умозаключений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей повышает культуру связной речи учащихся, делает речь строже, доказательнее, т. е. логичнее. Анализ сочинений ЕГЭ выявил типичные ошибки:

- неточное употребление слов («Лень-это монстр современной молодёжи»);

-   смешение паронимов («Книга даёт гармональное воспитание»);

-   лишние слова («Мать стояла тихо и молча»);

-   ошибки на словообразование («Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем».) и т.д.

На различных этапах обучения существуют свои методы и приёмы формирования речи. В дошкольный период важно полноценное физическое и эмоциональное развитие. Отсюда игры на движение, моторную координацию, ритм, сюжетно-ролевые отношения и т.д. В сложных случаях необходимо подключать специалистов и специальные тактики коррекции и развития: лечебная физкультура, логоритмика, сенсорная интеграция, нейропсихологические игры, различные виды терапий (иппо-, арт-, кино-...)

В общеобразовательных школах существуют программы обучения, согласно ФГОС, учитывающие все стороны развития современного школьника и обеспечивающие достижения результатов, метапредметных, например:

-    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и т.д.

На уроках в начальной школе применяется множество традиционных методов и приёмов по достижению поставленных целей и нетрадиционных, таких, как квазиписьмо, тестопластика, мнемотехники, лэпбук, тактильные книжки и др. Популярными становятся теория развития критического мышления, сенсорная интеграция, методика М. Монтессори, особое внимание уделяется проговариванию целей, задач, последовательности событий, формулированию своего мнения.

ФГОС ОО требует следующие метапредметные результаты: смысловое чтение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью и т.д.

Педагогам старшей школы сложнее убедить обучающихся читать, рассуждать, быть в творческом поиске. Заинтересовать подростков можно практико-ориентированными проектами, исследованиями на актуальные темы, популярные среди молодёжи явления. Причём использование компьютера и сети Интернет позволяют старшеклассникам научиться добывать информацию, но это не всегда является осмысленным, чаще формальным, фиктивным. Так, например, восьмиклассник приносит к уроку готовый реферат, а рассказать о чём он, тем более содержание его он не может. Часто сообщения и доклады обучающиеся на уроке читают, а не рассказывают, иной раз впервые. Более 50% старшеклассников за период школьного обучения не прочитали ни одного художественного произведения по собственному желанию, «с упоением», до конца.

Для подростков интересны активные методы обучения, информационно-коммуникативные формы работы, становятся эффективны такие интерактивные уроки, как «Битва умов», «Своя игра», «Телерепортаж», квест, исследовательские проекты, круглые столы, дискуссии и т.д.

Главное, суметь на каждом этапе развития ребёнка замотивировать его на речевую деятельность, учитывая возрастные, индивидуальные, психологические особенности. Заинтересованный ученик в игре, с азартом, в исследовании, поиске и не замечает трудности, развивается быстро и успешно.

 

Список литературы

 

1.        Новые формы дошкольного образования. Вып. 1 \ отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2007. 256 с.

2.        Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие. 2-е изд. М.: Айрис –пресс, 2007. 96 с.