Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Сформированность пространственной ориентировки в жизни человека, особенно ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития (ЗПР), является одним из важных приобретений в детстве и рассматривается в современной коррекционной педагогике как одна из основных опорных систем воспитания и обучения. Подтверждением значимости темы данной статьи являются следующие аргументы: 1) представленный опыт анализа качества работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по формированию пространственной ориентировки старших дошкольников может быть полезен заведующим и педагогам, работающим в сфере дошкольного образования, 2) родителям важно владеть информацией о качестве работы ДОУ в данном направлении исследований, поскольку они обеспокоены состоянием коррекционно- развивающей работы по формированию пространственной ориентировки, проводимой с их детьми; 3) педагоги, работающие в сфере дошкольного образования, могут получить опыт рефлексии педагогической деятельности; 4) рассмотрение качества процесса формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников с ЗПР актуально потому, что по данным на 2015 год задержка психического развития (ЗПР) наблюдается у 25% детей [1].

Целью нашей статьи является представление опыта анализа качества работы ДОУ по формированию пространственной ориентировки старших дошкольников с ЗПР с использование метода SWOT-анализа. Статья адресована менеджерам образования, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, руководителям методических объединений (МО).

Нами изучена научно-педагогическая литература  по теме  исследования.  Оказалось,  что вопросы формирования пространственной ориентировки детей с ЗПР посвящено недостаточное количество научных трудов. Исследователями Б.Г. Ананьевым, О.И. Галкиной, А.Н. Леушиной, Т. А. Мусейибовой, выявлено, что ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью [2].

Целью исследования является определение качества и перспективы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию пространственной ориентировки у детей с ЗПР. К задачам исследования нами отнесены: выявление сильных и слабых сторон работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию пространственной ориентировки старших дошкольников с ЗПР; описание внешних возможностей образовательной организации, способных повысить качество работы педагогов в этом направлении; определение внешних угроз для процесса формирования пространственной ориентировки старших дошкольников с ЗПР.

Исследование проводилось на базе одного из детских садов комбинированного вида г. Волгограда; количество испытуемых воспитанников составляло 7 человек. Работа проводилась с января по февраль 2016 года. Инструментом анализа качества работы и перспектив ДОУ нами выбран метод SWOT-анализа.

Метод SWOT- анализ является инновационным для системы образования, обладающим рядом преимуществ. Применение данного метода в сфере образования требует структуризации и унификации параметров оценки различных процессов для упрощения и повышения результативности и прогностичности исследования.

Для проведения исследования необходимо уточнить, что же такое пространственная ориентировка. По мнению В. С. Сверлова, пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них. (Сверлов В.С.) Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, имеющего диагноз ЗПР, его социальной адаптации и интеграции в общество. Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела); развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства [3].

В процессе SWOT-анализа качества процесса формирования пространственной ориентировки нами учитывалась, уровень знаний детей с ЗПР по проблеме пространственной ориентировки, а также уровень развития личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для формирования пространственной ориентировки. По результатам исследования 65 % дошкольников с ЗПР соответствуют среднему уровню сформированности пространственной ориентировки, что говорит о том, что педагоги ДОУ ежечасно проводят с детьми индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие пространственных взаимоотношений между предметами, частями тела и другое. 35 % дошкольников с ЗПР имеют низкий уровень сформированности пространственной ориентировки (дети плохо различают такие параметры как право, лево, вперед, назад), это говорит о том, этим детям было уделено меньше внимания, что связано с недостаточной компетентностью педагогического состава.

В результате полученных данных выделены сильные стороны в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию пространственной ориентировки старших дошкольников с ЗПР: умение правильно оценить ситуацию (готовы ли дети к развитию пространственной ориентировки или нет); умение дифференцировать учащихся для успешной работы с ними (определять, какие у детей имеются знания о пространственной ориентировке на начальном этапе обучения), осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку (в подходящей ситуации использовать новые формы работы, например, не на плоскости, а на собственном теле).

К слабым сторонам деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие ее характеристики: недостаток у педагогов опыта организации процесса усвоения детьми знаний, несоответствие рабочей программ приоритетной воспитательной цели по формированию пространственной ориентировки, педагоги с детьми редко играют в настольные игры, тем самым не закрепляют полученные знания детей на практике, чрезмерное использование в своей работе новых компьютерных технологий (замена живых предметов компьютерной графикой).

Социальное окружение кроме возможностей для развития пространственной ориентировки и повышения качества работы педагогов создает определенные внешние угрозы, которые могут негативно влиять на деятельность ДОУ и процесс формирования пространственной ориентировки старших дошкольников. К основным из них относятся: низкая мотивация детей к обучению, приобретению новых знаний, основанная на преобладании новых компьютерных технологий (игровых приставок, компьютеров, телефонов, планшетов); всеобщая компьютеризация, которая не дает ребенку возможности для развития восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки и т.д. В ходе исследования нами были выявлена проблема, которая состоит в том, что в рабочей программе ДОУ (в каждом ДОУ своя программа) имеет место недостаточный акцент на формирование пространственной ориентировки детей с ЗПР.

Таким образом, для успешной работы ДОУ необходимо выработать пути реализации поставленных задач с целью повышения качества работы ДОУ. К ним относятся:

•        Повышение уровня квалификации педагогов и освоение ими новых информационных технологий.

•        Разработка нового варианта программы данного дошкольного образовательного учреждения с учетом всех личностно-индивидуальных особенностей детей с акцентами на пространственную ориентировку.

•        Совместное участие педагогов ДОУ и родителей в мероприятиях (интеллектуальная игра на базе ДОУ «Что? Где? Когда?», «КВН», совместная организация похода в музей, цирк и т. д.).

•        Участие в педагогических конференциях и семинарах, вебинарах, форумах для развития профессионализма в данной области педагогической деятельности.

При соблюдении данных рекомендаций возможна положительная динамика в работе дошкольного образовательного учреждения в исследуемом нами направлении.

 

Список литературы

1.     Бломберга Х., Блайт С.Г. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции и нейрофизиологической интеграции неонатальных рефлексов [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://mosi.ru/ru/conf/articles/zarubezhnye-metody-profilaktiki-i- korrekcii-zaderzhek-psihicheskogo-razvitiya-u-detey#sthash.uZVbgl4R.dpuf,

2.     Пепик JI.A. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. /Л.А. Пепик. —М., 2000. - 20 с.

3.     Сверлов В. С. Дошкольное воспитание слепых детей и тифлотехника. В кн.: “Вопросы учебно- воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих”. “Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена”, c. 250, 2008.