Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВУЗОВСКИХ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Для современного общества характерно изменение масштабов событий, уклада, появление инноваций, что ставит сложную проблему перед людьми, чьей задачей является подготовка будущих специалистов к дальнейшей профессиональной жизни. В связи с этим встаѐт вопрос, как лучше подготовить подрастающее поколение к успешной и продуктивной жизни в будущем. Невозможно предсказать какими видами деятельности будут заняты через несколько десятилетий сегодняшние студенты. Чтобы эффективно действовать в будущее, нужен новый подход к их обучению и воспитанию сегодня. Важнейшим атрибутом открытого и демократического общества является критическое мышление, развитию которого способствуют методы активного обучения учащихся всех возрастов, независимо от изучаемого предмета.

Для людей мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения. Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия при их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей скептицизма и сопоставляет их с противоположными точками зрения. Критическое мышление - это сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Зачастую критическое мышление работает на достижение определенной цели, но и в случае, когда цель не конкретна, оно ценно как один из видов творчества. Основными задачами проведения занятия, способствующего развитию критического, открытого мышления, являются:  - активизация мышления;   - выделение цели учения; - организация дискуссии; - повышение мотивации учения; - активизация учебной деятельности; - стимуляция перемен в сознании; - стимуляция рефлексии; - отработка умения слушать разные мнения и задавать свои вопросы; - обеспечение обработки информации и совершенствование критического мышления.

Широкое применение глобальных сетей телекоммуникации позволило существенно видоизменить модель обучения студентов. Действительно, информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении всех участников образовательного процесса при решении конкретных познавательных задач, практически не ограничены. Но за этим кроются и проблемы. Так, результаты обучения не всегда предсказуемы и гарантированы. А временные затраты могут быть неоправданно ѐмкими. Кроме того, приобщиться к современной информационной культуре – значит накопить необходимый экзистенциальный опыт. Открытое информационное пространство влияет на эффективность социализации человека и формирует его социальный опыт, ценностные ориентиры и установки. В связи с этим, мы считаем, что необходимы исследования и разработки междисциплинарного характера, связанные с актуализацией гуманистического потенциала всех областей знания. В первую очередь, это должно коснуться модели обучения, включающей  стиль партнѐрских отношений всех участников в открытом образовательном пространстве. Для эффективного развития мышления всех участников образовательного процесса необходима интеграция знаний. «Интеграция» - это восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причѐм не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления студентов. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, философской). А тип культуры, определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современном обучении [2].

Из сказанного выше следует, что речь идѐт не о противопоставлении гуманитарного и естественного научного образования, не о приоритете одного над другим, а об их единстве и взаимовлиянии. В настоящее время в абсолютном большинстве вузов на гуманитарных специальностях введены естественнонаучные дисциплины. Однако проникновение в методологию общенаучных дисциплин гуманитарных методов можно заметить как стабильно устоявшуюся тенденцию. А, ведь именно с помощью гуманитарных методологических средств идѐт развитие таких сверхважных характеристик мышления, как интуиция, эмоциональные оценки, эвристические заключения. Поэтому мы рекомендуем в более широкой мере использовать в естественнонаучных дисциплинах методы, разработанные в гуманитарных областях.

Проведѐнное нами опытно-экспериментальное наблюдение показывает, что активизация творческой познавательной деятельности обучающихся осуществляется достаточно эффективно, если:

-     для решения учебных задач обучающимися, привлекаются методы гуманитарной области знания: интуиция, эвристические методы, эмоциональные оценки, эвристические вопросы и др.;

-     в учебном процессе применяются интенсивные методики разнообразной творческой деятельности: дискуссии, ролевые игры, моделирование будущей профессиональной деятельности;

-   максимально используются резервные возможности личности обучающегося в развитие его творческих способностей и, при этом, всячески стимулируется процесс перехода воспитания в самовоспитание.

Нет необходимости приводить особые доводы в пользу образовательных технологий, в основе которых лежит концепция комплексного использования естественнонаучных и гуманитарных методов для формирования профессиональной компетенции будущих специалистов.

В плане поиска реальных путей реализации в учебном процессе принципа опережающего обучения весьма перспективным представляется направление, связанное с формированием у обучающихся рациональных познавательных действий. Такие действия принадлежат к числу интегрированных систем умственных действий, призванных обеспечить учащимся:

-    усвоение учебного материала на минимальном множестве факторов, раскрывающих достаточно полно его сущность;

-   реальную возможность выйти за рамки усвоенной информации;

-   экономное, исключающее любые перегрузки, использование потенциальных возможностей логического мышления и памяти;

- возникновение твѐрдой уверенности в том, что учебный материал усвоен.

Преподаватель, интегрирующий на занятиях различные междисциплинарные связи. Должен учитывать противоречия сущности познания и в процессе преодоления стандартов мышления опираться в работе на вариативное и константное, повторяющееся и неповторимое, случайное и закономерное, ясное и интуитивное, находить меру их взаимодействия как внутри одного предмета, так и между несколькими - это особенно актуально для такого предмета, как иностранный язык. Задачи интегрирования образования в вузе, по нашему мнению, следующие: - формирование системы ценностных знаний, раскрывающих ценностные аспекты науки, искусства путѐм обобщения и развития мировоззренческих и практических идей; - формирование общих для различных предметов познавательных, практических и оценочных умений и выработка на их основе правильных оценочных суждений; - формирование на основе системы обобщѐнных знаний и умений диалектического взгляда на мир, нравственно-эстетических идеалов, создающих основу для морально-ценностных ориентаций личности в еѐ жизнедеятельности; - формирование критического, продуктивного мышления студентов, которое способствует приобретению жизненных навыков, обеспечивающих личный рост и индивидуальное развитие, межличностных навыков, самоопределение молодых людей [2].

Многие методические современные изыскания связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова ―interact‖.  ―Inter‖  -  это «взаимный», ―act‖ – «действовать». «Интерактивный» - способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало интерактивных форм групповой работы. Наиболее известные из них – «вертушка», «аквариум», «большой круг», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на практическом занятии обсуждается какая-либо проблема, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или из собственного жизненного опыта.

Все, перечисленные выше, тенденции характерны для образовательного пространства как в техническом вузе, так и в гуманитарном вузе, что позволяет утверждать, что идеи открытого образования в настоящее время уже начали внедряться в сознание общества. Однако продолжает существовать принцип, который объединяет и сторонников традиционного  подхода к образованию, и приверженцев открытого образования. Это  принцип гуманизации образования, предполагающий отношение к студенту как к самостоятельной, творческой личности, как к инициативному, неповторимому в своей индивидуальности субъекту образовательного процесса.

 

Список литературы

1.      Куприянов  М.П.  Дидактический  инструментарий  новых  образовательных  технологий  //  Высшее образование в России – 2001. - №1. – С. 124-126.

2.      Околелов О.П. Дидактическая специфика открытого образования // Педагогика. – 2009. - №6. – С. 45-48.