Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИКИ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Роль и возможности педагогических дисциплин в профессиональном становлении будущего педагога существенно изменялись в зависимости от конкретного этапа развития системы профессионального педагогического образования

 На современном этапе развития высшего педагогического образования произошло новое осмысление роли и места педагогических дисциплин в профессиональном становлении студентов педагогического вуза. Исследователи связывают эти изменения с тенденциями гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования,  которые выдвинули на первый план проблему осмысления человека в мире, овладения способами взаимодействия с ним. В связи с этим изменяется статус педагогики как гуманитарной науки, интегрирующей знания о человеке, его становлении и развитии в процессе трансляции культуры в системе учебных дисциплин вуза статус педагогики как учебной дисциплины, которая выполняет в профессиональном образовании студентов и общекультурную, и методологическую, и общепрофессиональную, и специально–профессиональную функции.

 В системе высшего педагогического образования психолого-педагогическим дисциплинам отводится особое место. Они призваны способствовать:

развитию у студентов диалогического мышления;

формированию у них системы знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности, о социально–психологических закономерностях его взаимодействия с другими людьми, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов, об образовательных системах, их становлении, развитии, преобразовании, о культуро – и природосообразности образования и его целях, о себе как субъекте образовательной деятельности;

           овладению обучаемым умениями строить культуро – и природосообразные образовательные процессы, способами работы с участниками образовательного процесса любого возраста и социально– психологического статуса, методами социально-адаптационными, этнопедагогики, опытом психотерапевтической работы, способами проектирования образовательных систем, опытно– экспериментальной и исследовательской работы в области образования. (2)

Н.Ф. Радионова полагает, что необходимо, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшего педагогического образования, на их представлении о педагоге, педагогической деятельности, о себе как развивающейся личности, самоопределяющемся профессионале, на опыт изучения дисциплин психолого-педагогического и общекультурного блоков, содействовать развитию педагогической культуры студентов, на основе которой может быть осуществлен многообразный жизненный выбор. (4)

 Так В.В.Краевский полагает, что в содержание педагогических дисциплин должно быть включено не только научное знание, но и умение применять полученные знания как в типовых, так и в нестандартных ситуациях, а также опыт эмоционально-ценностного отношения, поскольку без личностного, заинтересованного отношения, уважения к научному знанию все усвоенное останется невостребованным в деятельности будущего педагога. Ученый считает, что в содержании педагогических курсов должны быть отражены знания о педагогике (методологические) и знания по педагогике (специально-научные). Каждая из этих групп включает три вида знания: эмпирическое – о фактах; теоретическое, раскрывающее глубинные основания эмпирически установленных фактов, выявляющее связи между ними; нормативное  – о педагогической деятельности как модели должного поведения. При этом главным системообразующим элементом будет выступать теоретическое знание, обеспечивающее реализацию принципа фундаментальности содержания педагогического образования.

Е.В.Бондаревская разрабатывает культурологический подход к изучению педагогических дисциплин в вузе, который позволяет рассматривать общепедагогическую подготовку как процесс активного вхождения будущего профессионала в мир педагогической культуры и поэтапного овладения ее теорией, творческими способами деятельности и личностными смыслами. Означенная цель достигается построением универсальной системы непрерывного образования личностно-ориентированного типа, которая предполагает прохождение студентом нескольких этапов. На первом – ценностно-ориентационном –   этапе студент вводится в мир педагогической культуры, включается в поиск ценностно-гносеологических оснований педагогики. На теоретическом этапе происходит осмысление теоретических положений педагогической науки и развитие гуманитарного смыслопоискового мышления. Третий – деятельностно- практический – этап предполагает ориентацию студентов на проектирование собственной педагогической деятельности, решение педагогических проблем, личностное взаимодействие с детьми (3).

Научный коллектив тульского государственного педуниверситета во главе с А.А.Орловым полагает, что цель изучения педагогики в вузе состоит в развитии педагогической направленности личности студента и формирование его готовности к работе в образовательных учреждениях разного типа. Процесс освоения педагогических дисциплин должен способствовать:

    становлению личного педагогического кредо специалиста и развитию способности его профессиональной рефлексии;

    развитию педагогического мышления как способа выявления и решения задач в процессе анализа реальной образовательной ситуации;

    формированию репродуктивных и творческих способов деятельности, способствующих становлению индивидуального стиля педагога-мастера;

    формированию общепедагогических умений (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно–организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных);

    развитию важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия, любовь к детям, толерантность, рефлексия);

    формированию потребности в профессиональном и личностном саморазвитии. (1)

Исследователи считают, что реализация данных задач предполагает включение в содержание каждой педагогической дисциплины аксиологического компонента и системы учебных заданий, направленных как на развитие учебной деятельности студента, так и на формирование общепедагогических умений будущего профессионала. При проектировании содержания педагогических дисциплин также следует учитывать когнитивные, личностные, эмоционально-волевые и деятельностные характеристики студенческого возраста.

Таким образом, на современном этапе развития педагогического образования педагогика рассматривается как комплекс учебных предметов, выполняющий в образовательном процессе педагогического вуза разнообразные функции: гносеологическую, технологическую (или деятельностную), культурологическую (или проектировочную), прогностическую, интегративную. Процесс изучения педагогических дисциплин выстраивается в логике, способствующей личностному и профессиональному развитию будущего педагога. Цели изучения педагогических дисциплин определяются, исходя из общей для всех курсов направленности на общепрофессиональную компетентность, достижение которой адекватно ценностно-смысловому содержанию конкретной дисциплины. Цели обуславливают принципы отбора содержания, среди которых исследователи выделяют общие принципы, связанные с обновлением высшего педагогического образования, и частные, отражающие специфику конкретного учебного курса. Такой подход к проектированию педагогических дисциплин, по мнению ученых, позволяет учитывать логику многоуровневого образования и обеспечивает взаимосвязь педагогического знания с учебными курсами всех дисциплин.

В условиях многоуровневого образования педагогическое знание становится неотъемлемой частью каждого цикла учебных дисциплин, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом. Оно позволяет преподавателю высшей школы:

           создать условия для становления студента как субъекта своей образовательной и профессиональной деятельности;

           найти оптимальные для конкретной группы студентов и конкретного учебного предмета образовательные технологии;

           найти «предметную интерпретацию» педагогических технологий, ориентированных на личностное и профессиональное развитие студентов;

           определить возможности преподаваемого предмета, реализация которых способствует возвышению потребности человека «осуществить, выполнить себя»;

           реализовать концепцию образования, отражающую единство и своеобразие традиций и инноваций конкретного вуза.

Таким образом, за последнее время произошло расширение функций педагогических дисциплин, усилилось их взаимодействие с другими дисциплинами. Процесс изучения педагогических дисциплин в вузе ориентирован на личностное, образовательное и профессиональное развитие студента и создает предпосылки для системно-целостного восприятия и освоения педагогической действительности на основе гуманистических ценностных ориентаций личности.

Список литературы

 

1.                Орлов А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика –2011. – №10. – С.48–56

2.                Педагогика в подготовке специалиста и бакалавра в области образования  - СПб, РГПУ им.А.И.Герцена, 2005.- 178с.

3.                  Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее: материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. – 261с.

4.                Радионова    Н.Ф.     Педагогика    в     структуре    университетской    подготовки     педагогов //Университетское образование современного педагога.       - СПб, РГПУ им.А.И.Герцена, 2016. – С.89-94