Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Быстрые темпы роста научно-технического прогресса в XXI веке требуют все время возрастающего числа высококвалифицированных специалистов, профессионалов высокого класса. Их подготовка обеспечивалась достаточно высоким уровнем образования, сложившимся к началу века в передовых странах. Конечно, в силу постоянно меняющейся ситуации время от времени приходилось реформировать как систему среднего, так и высшего образования. Реформы касались, прежде всего, дисциплин, которые изучались в средних и высших школах, и числа часов на их изучение. Естественно, что в основе всех проводимых реформ лежало стремление улучшить как систему, так и содержание образования, но, к сожалению, это получалось далеко не всегда.

Многочисленные примеры в истории России и других ведущих государств свидетельствуют о том, что практически все реформы, приводившие к укреплению государственности, усилению обороноспособности, повышению конкурентоспособности еѐ экономики в мире, начинались с укрепления системы образования, со специальной еѐ поддержки государством.

Система среднего профессионального образования занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является  важной составной частью стратегии общего национального развития. Необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть современное среднее профессиональное образование. Какие бы оценочные суждения не давались прошедшему веку, все наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с техническим прогрессом, и, тем не менее, нельзя не признать, что при бесспорных достижениях в развитии профессионального образования, качество наших специалистов не отвечают современным требованиям. Это обусловлено во много квалификацией специалистов. У нас избыток специалистов с дипломами и недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи.[1 c.200]

Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических и общественных целей государства. Умение предвосхищать и предвидеть развитие профессионального образования – одно из важнейших условий успешности его функционирования. Научное предвидение возможно постольку, поскольку будущее рассматривается как продолжение прошлого. Но требование к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.

Главная цель проектирования опережающих квалификационных требований – обеспечение соответствия между изменениями личностных, общественных потребностей и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры и отражением их в целях и содержании подготовки.

Среднее профессиональное образование является самостоятельным,  качественно определенным уровнем системы профессионального образования, реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, основанные на среднем (полном) общем образовании. Целью среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена по различным специальностям в целях удовлетворения потребностей личности, общества и государства. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на формирование практикоориентированных специалистов, повышение образовательного и культурного уровня личности.[2 c.83]

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или до университетскому высшему образованию.

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется стабильным ростом как востребованности, так и масштабов подготовки специалистов. Средние специальные учебные заведения представляют собой многочисленный тип образовательных учреждений, достаточно равномерно распределены по субъектам Российской Федерации, размещаются не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения образовательных потребностей населения регионов и рынков труда различных уровней. Особенности среднего профессионального образования соответствуют основным требованиям современного рынка труда – требованиям экономичности и динамизма подготовки кадров. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального образования по сравнению с высшим профессиональным образованием делают получение среднего профессионального образования более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах общества в целом, позволяют обеспечивать быстрое удовлетворение меняющихся потребностей рынка труда в специалистах различных профилей. [3c.123]

Усиление ориентации среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности образовательных программ, диверсификации средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования - все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения и кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

Система развивающего обучения ориентирована не на усвоение студентом определенной системы знаний, умений и навыков, а на становление его как субъекта разнообразных видов и форм человеческой и педагогической деятельности. Таким образом, каждый из преподавателей является не только источником информации о себе и преподаваемом предмете, но и задает определенные формы взаимодействия. Итак, с первых же дней пребывания вчерашнего школьника на студенческой скамье он испытывает огромные не только предметные, но и чисто психологические перегрузки, что мешает целеустремленному вхождению в подготовку к будущей профессии. И если этот период затягивается, то наносится иногда даже непоправимый вред становлению будущего специалиста.

Необходимость проведения модернизации системы образования сегодня очевидна. Модернизация образования необходима для возрождения духовности российского народа, укрепления его национального самосознания, подъѐма производительных сил и возрождения экономики России. Только с мощной системой образования наша страна сможет в полной мере использовать своѐ главное богатство — "человеческий капитал".

Ответом на требования времени стали конкретные шаги по дальнейшему развитию образования. Успешно развиваются новые формы поиска и отбора талантливой молодежи в высшие и средние специальные учебные заведения. Открываются новые специальности подготовки. Развивается контрактная форма обучения студентов, которая открывает новые возможности для людей в получении качественного образования путѐм личных вложений в собственное будущее.

Целью всяких преобразований должно быть укрепление всех ступеней системы образования, повышение уровня организации учебного процесса, повышение качества обучения, более полное удовлетворение образовательных запросов общества. При этом содержательная сторона образования должна быть ориентирована не столько на ответ на узкопонимаемые сегодняшние потребности, сколько на стратегические перспективы, определяемые приоритетами социально-экономического развития, фундаментальной и прикладной науки. Вот почему так необходимо тщательное изучение различных подходов к модернизации, внимательное и беспристрастное изучение результатов экспериментов.

Содержание всяких преобразований должно определяться задачами, которые призвана решать современная система образования:

· должен возрасти уровень образованности общества;

· должна быть обеспечена более широкая доступность качественного образования;

· должны быть сохранены и упрочены российские образовательные традиции, при которых подготовка специалистов основывается на глубоких фундаментальных знаниях;

· должны быть укреплены и расширены связи образования и науки;

· должны быть созданы условия для трансформации новых знаний и технологий в высокодоходную экономическую деятельность.

Российская система образования должна занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг.

 

 

Список литературы

1.      Корчагин Е.А. Научное обеспечение стандартизации профессиональной подготовки. - Казань, 2000. с. 200

2.      Олейникова О.Н. Обучение в течение всей жизни. - М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2002. - с.83

3.      Оганнисян Л.Л., Александрова Н.Г. Компетентностный подход как ключевая основа ГОС СПО нового поколения: Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 2. с. 123-127