Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Всякий изобретатель, даже гений, является растением своей среды.

Л.С. Выготский 

Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет одной из стратегических задач современного  образования  является  воспитание  творческой  личности  с                                       развитыми  дарованиями  и способностями,  готовых  создать  духовные  и  материальные  ценности,  полностью  реализовать  себя  в существующих экономических условиях.

Дополнительное образование в системе государственного образования является совершенно особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой и для работы с детьми, в которых заложены особые способности. Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Центру технологического образования принадлежит важная роль в профессиональной подготовке учащихся, получении свидетельства об успешном освоении одной (двух) профессий, успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики. Наше учреждение работает с учащимися 10-11 классов школ Белгородского района. На сегодня это 14 общеобразовательных школ, 451 человек, которые осваивают такие профессии как: швея, флористика, каменщик, секретарь руководителя, водитель транспортных средств категории «В».

Работа с одаренными детьми заключается в выявлении одаренных детей, развитии творческих способностей на уроках, развитии способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектная работа), создании условий для всестороннего развития одаренных детей.

Общие принципы обучения к основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

·       Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и

методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

·       Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

·       Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения - специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

При работе с одаренными обучающимися стараемся пользоваться следующими рекомендациями:

1.      Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.      Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3.     В группе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск.

4.      Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

5.     Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

В целях поддержки интереса к профессии и развития природных задатков учащихся по профессии «Швея» используются творческие проекты, занимательные материалы, индивидуальную работу. Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов.

Творческий проект на уроках по профессии «Швея» - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Также важна и индивидуальная работа. В качестве индивидуальных заданий на уроках производственного обучения по профессии «Швея» я предлагаю упражнения по выполнению различных видов швов, изготовлению от простых швейных изделий до более сложных.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике работы являются олимпиады. Они способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Обучающиеся по профессии «Швея» участвуют в районных и областных олимпиадах и конкурсах, где занимают призовые места. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: отвечаем на вопросы теоретические и практические, создаем проекты.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми при обучении профессии «Секретарь руководителя» является проектно-исследовательская деятельность, которая представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

В профессии секретаря сочетаются два противоречивых принципа: исполнительность и инициативность. Настоящий секретарь должен быть "един в двух лицах" - и послушный исполнитель воли своего руководителя, и его активный помощник, как бы прокладывая путь к быстрейшему достижению конечных целей управления. Обучению профессии «Секретарь руководителя» способствуют элементы методики обучения, предназначенной не      только      для      передачи      знаний,      но      и       для      выработки      «умения      мыслить».

В своей работе на уроке использую активные формы обучения, которые реализуются через деловые игры:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Применяю при изучении тем «Обслуживание посетителей», «Телефонное обслуживание», где обучающиеся вживаются в образ не только секретаря, но и различных категорий посетителей, абонентов. Используя этот метод обучающимся предлагается написать рассказ о том, что они чувствовали во время "вживания" в изучаемый объект (образ секретаря), что наиболее ярко удалось представить.

Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, «Трудовой договор», «Трудовая книжка», «Трудоустройство» и т.п. Сопоставляя и обсуждая представления учащихся о понятии, учитель помогает

достроить их до некоторых культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия. Преподаватель должен побуждать ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное достижение поставленных целей. Взаимодействие преподавателя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в группе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с обучающимися по принципу «в каждом есть потенциал».

 

Список литературы

1.     Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176с.

2.     Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: Творческий центр Сфера, 2005.

3.     Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4.     Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М., 2005.

5.     Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности //Школьные технологии.- 2005.-№ 1.

6.     Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. Пособие.- М. Высш. Шк.,-1990-194 с.

7.     Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М.: 1975.

8.     Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. – М: Международная педагогическая академия, 1998.-266с.