17 мая 2016г.
Особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований, высокоэффективное, творческое решение профессионально-педагогических задач с опорой на рекомендации науки и эффективной педагогической практики [1.C.15].
Хочется отметить, что ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни - важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Для этого учитель должен овладеть всеми методами «работы с собой», «практики довооружения себя» в соответствие с поставленными целями.
Для успешного развития процесса самообразования учитель должен воспитывать в себе социальные способности человека:
1. жить в обществе по высоконравственным нормам;
2.формировать способность строить товарищеские деловые отношения;
3. быть принципиальным и доброжелательны;
4.требовательным к себе, самокритичным, способным к сочувствию, сопереживанию, тактичным и деликатным в отношениях с другими людьми;
Анализ исследований многих известных ученых (О.И. Ганченко, А.К. Громцева, Г.С. Сухобская и др.) по проблемам самообразования позволяет сделать выводы, что сущность понятия "самообразование" может быть выражена наиболее существенными признаками, его характеризующими:
1. Самообразование - это целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования, а также непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека, (А.К. Громцева, Г.И. Гусев, Л.С. Колесник, П.Х. Пшибельский и др.);
2, Самообразование - это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека (А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др.);
3. Самообразование по своей природе - процесс социальный, связан с практической деятельностью человека (А.Я. Айзенберг, Н.Ф. Голованова, А.В. Даринский, Б.Ф. Райский и др.);
4. Самообразование как познавательная деятельность осушествляется на самоуправляемом и саморегулируемом уровне (А.К. Громцева, Г.С. Сухобская, О.Д. Полонская и др.);
5. Самообразование как особый вид познавательной деятельности предполагает: положительную мотивационную активность, направленность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность;
высокий уровень интеллектуального развития;
сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность к видению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки (А.К. Громцева, ТА.Воронова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кухарев и др.);
7. Самообразование — это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, по и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью (К.А. Абульханова-Славская, Н.Д. Брагина, А.М. Матюшкин, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др.).
Напротив, Б.Ф. Райский называет ряд закономерностей процесса самообразования, которые можно принять именно в таком качестве:
1. Стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека.
2. Стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности.
3. Стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование.
4. Стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека. Возникновение непреодолимых трудностей в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также повторяющееся недоведение до конца начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к самообразованию [2.C.16-17]
Последняя закономерность проявляется в случае непреодолимых препятствий, так как вообще отрицать положительное значение преодоления трудностей в процессе удовлетворения сильных потребностей неправомерно в силу того, что, как утверждают психологи (и частности, В.Н. Мясищев), преодоление трудностей в удовлетворении потребности является показателем ее интенсивности.
Обобщая попытки выделить этапы (стадии, уровни) самообразования, И. О. Ганченко сводит их к трем основным:
- положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;
- самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;
- самообразование – систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности [1].
Авторы, занимающиеся проблемами педагога и его подготовки, используют целый ряд понятий:
«профессиональное самообразование» (Ю.Н. Кулюткин) [3], «педагогическое самообразование» (В.Л. Котляр)
«профессиональное самовоспитание» (С.Б. Елканов), «психолого-педагогическое самообразование» (С.П. Иванова и др.).
Основными задачами самообразования современного педагога должны стать: формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира; активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств. Личностно- профессиональный рост педагога связан с реализацией его личностного и профессионального потенциала: изменениями в ценностно-смысловых образованиях, мотивацией, творческой самореализацией себя в профессии, достижениями успеха в педагогической деятельности, потребностью в личностном саморазвитии.
Таким образом, особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований и т.д.
Список литературы
1. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук: – М., РГЕ, 2005.
2. Райский, Б.Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию / Б.Ф. Райский // Формирование у учащихся готовности к самообразованию. – Волгоград: ВГПИ, 1977.
3. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1990. - 104 с.