09 февраля 2016г.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки магистров по направлению 050100 «Педагогическое образование» по совокупности требований к владению информационными и коммуникационными технологиями студентов магистратуры в определенной степени можно считать достаточно продвинутым.
Формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов является одной из важнейших задач высшего педагогического образования, требующее освоения способов применения средства информатизации и коммуникации (средства ИК) образовательного назначения в их профессиональной деятельности.
В работе [3] под средствами информатизации и коммуникации образовательного назначения понимается средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического применения.
Современный социальный заказ требует совершенствования профессиональной подготовки магистров педагогического образования, прочно владеющих средствами ИК. Интенсивность и эффективность применения их в педагогическом образовании пока недостаточны. Главным препятствием на пути широкого и массового внедрения средств ИК в учебный процесс является не столько слабая материально-техническая база и отсутствие необходимого финансирования, сколько недостаточная профессиональная и психологическая готовность преподавателей к их использованию, а также дискомфорт и даже страх, которые вызывают компьютеры у некоторых преподавателей.
Использование средств ИК в педагогическом образовании исследовалось разнопланово. Информационные и коммуникационные технологии рассматривались чаще всего как средство решения определенных задач. Вместе с тем, проблема применения современных средств ИК, поиск и разработка наиболее эффективных моделей взаимодействия преподавателей и обучаемых с информационными и коммуникационными технологиями, системного научно-методического обеспечения в целях подготовки студентов магистратуры к применению средств ИК в будущей профессиональной деятельности, формирование их ИКТ-компетентности остаются пока недостаточно исследованными.
Данная проблема становится еще актуальней в условиях информационно-коммуникационной среды педвуза, где у студентов магистратуры должна формироваться ИКТ-компетентность, как одна из составляющих профессиональной компетентности.
Автор монографии [2] И.В. Роберт информационно-коммуникационную среду определяет, как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ.
Важной составляющей данной среды являются электронные издания учебного назначения.
В Дагестанском государственном педагогическом университете функционирует магистратура по направлению «Педагогическое образование» (профили «Информационные технологии в физико-математическом образовании» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»).
Важной составляющей ИКТ-компетентности студентов магистратуры педвуза являются умение разработать и использовать такие электронные издания учебного назначения как электронные учебно- методические материалы (ЭУММ), электронные учебно-методические модули (ЭУММ) и электронные учебно- методические комплексы (ЭУМК).
Большую роль сыграли студенты магистратуры при разработке электронных учебно-методические комплексы по дисциплинам «Биология с основами экологии», «Зоология беспозвоночных» и «Языки и методы программирования», электронные учебно-методические модули по дисциплинам «Основы линейного программирования» и «Математика», а также электронные учебно-методические материалы по курсам «Социальная информатика», «ИКТ в управлении», «Мультимедийные технологии в физико-математическом образовании», «Портальная технология в образовании», «Методология информатизации общего и высшего образования», «Традиционная культура народов Дагестана».
Некоторые электронные издания регистрированы ФГУП НТЦ «Информрегистр» Депозитарий электронных изданий (г. Москва).
В подготовке студентов магистратуры важное место занимает трансграничная и транснациональная образовательные структуры, способствующие межвузовской интеграции образовательных программ на основе инновационных образовательных технологий, в частности, средств ИК, которые являются основными составляющими дистанционных образовательных технологий и электронного обучения [1].
Такая межвузовская интеграция осуществляется между Донским государственным техническим университетом (г.Ростов-на-Дону) и Дагестанским государственным педагогическим университетом (г. Махачкала) через портала дистанционного обучения и повышения квалификации «СКИФ» Донского государственного технического университета, объединенный веб-кольцом с «e-Learning-НЭВЗ» - порталом дистанционного обучения корпоративного учебного центра НЭВЗ (http://el.nevz.ru).
Все разработанные студентами магистратуры электронные издания учебного назначения и мультимедийные проекты по основным содержательным линиям школьного курса информатики и ИКТ размещены на сайте студентов магистратуры http://dgpu-f.narod.ru/mag/и на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета http://skif.donstu.ru. в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет»
Список литературы
1. Везиров Т.Г. Подготовка будущих магистров в системе интеграции вузов на основе инновационных образовательных технологий / Т.Г. Везиров // Проблемы развития образования на современном этапе. Материалы III Международной научно-практической конференции.- Часть 1. – Махачкала, 2014. – С.21-27.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / под ред. И.В. Роберт, Т.А. Лавиной, Л.Л. Босовой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 69 с.