Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Подготовка специалистов для здравоохранения России предполагает освоение обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций. Содержание компетенций представляет способность и готовность выпускника выполнять профессиональные действия. Профессиональная готовность – это, прежде всего, формирование  знаний, умений и навыков. Практическая подготовка обучающихся, базирующаяся на теоретических знаниях, призвана помочь студентам приобрести профессиональные умения и навыки. Практические навыки формируются только при многократном повторении алгоритмов практических манипуляций на практике.

Производственная практика студентов является важной частью практической подготовки специалистов. В контексте формирования профессиональных компетенций организацию процесса производственного обучения на практике можно рассматривать, как создание условий для установления студентом связи между теоретическим знанием и производственной ситуацией или, в более широком плане, как создание условий обнаружения процедуры (знания и действия), подходящей для решения профессиональной проблемы. Ежегодное погружение обучающихся в профессию происходит благодаря постепенному освоению ими профессиональных обязанностей младшего и среднего медицинского персонала, а только после этого врачебного персонала лечебного учреждения. Полученные в процессе обучения знания находят реальное отражение на производственной практике и именно там формируется готовность студента к профессиональной деятельности.

Рассмотрим формирование готовности студента к профессиональной деятельности в период производственной практики на примере студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». На производственных практиках данной специальности у обучающихся должна быть сформирована готовность в лечебной деятельности:

-    выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

-    назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;

В соответствии с требованиями стандарта производственная практика должна предоставлять студенту необходимые условия для оценки полученных знаний и умений в реальной рабочей обстановке и дальнейшему их совершенствованию.  Базовыми учреждениями  для проведения производственной практики,  как правило, являются государственные медицинские учреждения, работа которых строго регламентируется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Студенты-практиканты уже на этапе подготовки к производственной практике знакомятся с профессиональными требованиями, предъявляемыми к работникам. На данном этапе обучающиеся готовятся столкнуться с профессиональными рисками, получают информацию о необходимости прохождения периодических медосмотров и вакцинации от инфекционных заболеваний. Однако, современная нормативная база работы лечебно-профилактических учреждений России не позволяет студентам, обучающимся по специальности «Лечебное дело» полноценно участвовать в работе медицинского персонала и сформировать, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования компетенции.

Анализ выполнения обучающимися заданий в период производственной практики в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи за 2002-2011 годы показал, что студенты 5 курса лечебно- профилактического факультета ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России приняли участие в следующих манипуляциях медицинских работников (Рисунок 1):


По Рисунку 1 видно, что часть обязательных практических навыков, необходимых для оказания неотложной помощи пациентам студенты на практике не освоили, а часть обучающихся даже не смогли увидеть действия специалистов в данной ситуации. С 2008 года в ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России работает Учебно- научный центр «Практика» укомплектованный современным симуляционным оборудованием, которое имитирует различные неотложные медицинские ситуации. Для полноценной подготовки студентов в период производственной практики с 2009 года студентам предоставлена возможность сначала наблюдать действия преподавателя по выполнению протокола оказания неотложной помощи на манекене, затем самостоятельно выполнить необходимую манипуляцию (Рисунок 2).


Четкое знание протокола медицинских манипуляций, отработка навыка на манекене позволяет, вернувшемуся на место производственной практики обучающемуся, включиться в рабочий процесс, в котором он может принимать более активное участие. Возможность работы с манекенами и симуляторами формирует у студента умение выполнять профессиональные манипуляции, что повышает уровень сформированности готовности обучающихся к профессиональной деятельности (Рисунок 3).


Для полноценного формирования профессиональных навыков, связанных с непосредственной работой с пациентом, необходимо расширять возможности Учебно-научного центра «Практика». Регулярные тренировки будущих специалистов в сочетании с наблюдением реальных неотложных ситуаций на производственной практике способствует отработке профессиональных действий и формированию профессиональной ориентации.

 

Список литературы

1.      Давыдова Н.С., Богословская Л.В., Теплякова О.В. Центр практических навыков. Новые возможности преподавания практических умений. // Медицинское образование и вузовская наука.-2012.- №2. - С.61-63.

2.      Теплякова О.В., Богословская Л.В. Симуляционные образовательные центры как инновационная технология медицинского образования. Направления совершенствования их деятельности. // Медицинское образование. - 2012: - С.83-85

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, 2010. 42 с.