17 мая 2016г.
Основной целью работы в Центре содействия семейному воспитания (ЦССВ) «Берег надежды» для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является многообразное и активное содействие процессу социальной адаптации детей к самостоятельной жизни. Процесс физического воспитания сопутствует всему воспитательному процессу и пронизывает жизнь и быт Центра, что отражается в ежегодном плане организации реабилитационно - оздоровительной и физкультурно-массовой работы учреждения. Общее число воспитанников с ограниченными возможностями организма (ОВЗ) 63 ребенка. Из них 37 относятся к II группе здоровья, 28 детей с задержкой психического развития (ЗПР), 3 ребёнка с детским церебральным параличом (ДЦП) и 11 воспитанников нуждаются в занятиях лечебной физической культуры (ЛФК). Для того чтобы улучшить состояние здоровья воспитанников, объединены усилия педагогов, медицинского персонала и психолого- социологической службы нашего учреждения. Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников решается не только на уроках физкультуры школы, но и через реализацию здоровье-сберегающих технологий Центра, основными направлениями которых являются:
1. Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья.
2. Разработка и апробация здоровье-сберегающей модели образования через применение личностно ориентированных технологий, оптимальную организацию режима работы Центра, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
3. Совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей.
4. Обеспечение формирования здоровье-сберегающих культурных традиций российского народа.
5. Совершенствование воспитательной системы. Решение проблем воспитания, стоящих в центре внимания педагогического коллектива ЦССВ.
Каждый день воспитанника начинается с выполнения утренней гимнастики и закаливания на свежем воздухе. Каждому ребёнку мы стараемся дать здоровье и радость ощущения от занятий физической культурой.
Физкультурно-оздоровительный процесс направлен на укрепление здоровья, формирование у воспитанников двигательных умений и навыков .овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, волевой личности. Занятия по плаванию проводятся таким образом, что воспитанники дошкольного возраста и учащиеся начальной школы осваивают обще развивающие и специально-плавательные упражнения по освоению и обучению плавания в бассейне Центра, так называемом
«лягушатнике» размером 4х9м. Воспитанники с диагнозом ДЦП так же занимаются лечебным плаванием, осуществляя коррекцию в развитии движений. С 5 класса, в основном во второй половине дня дети совершенствуют полученные навыки техники плавания различными способами в 25 метровом муниципальном бассейне, с администрацией которого мы ежегодно заключаем договор на совместное сотрудничество.
Основной формой обучения в физкультурно-спортивной работе являются уроки физкультуры в общеобразовательных и вспомогательных школах района, преподавание в которых, ведётся по программе А.П. Матвеева для общеобразовательных и школ коррекционно-развивающего обучения начальных классов под редакцией С.Г. Шевченко. Программа включает в себя разделы по легкой атлетики, подвижным играм, гимнастики с элементами акробатики и лыжной подготовки.
Коррекционно-образовательные занятия физкультурой и плаванием в нашем учреждении являются для детей дополнительным подспорьем не только в коррекции имеющихся специфических двигательных нарушений, они способствуют повышению качества учебно - образовательного, процесса в целом.
Важнейшей задачей для нас является воспитание потребности и устойчивой мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Мы не только учим их правильно выполнять физические упражнения, но и прививаем любовь к различным видам спорта. В нашей работе постоянно присутствует системность, разнообразные
формы и
методы ведения
дополнительных
занятий, связь
изучения теоретических знаний с формированием практических умений и навыков, развитие и совершенствование изучаемого.
Многообразие средств и методов, используемых
на дополнительных
занятиях физической культуры по ОФП, подвижным и спортивным играм, настольному теннису под руководством инструкторов Центра позволило значительно повысить уровень показателей в контрольных тестированиях школьной учебной программы и добиться успехов в спортивных соревнованиях различного уровня и направления.
Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна
подлинная культура физического воспитания. К ним относятся:
•
воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой
•
значение и соблюдение гигиенических правил,
•
умение контролировать свое физиологическое состояние,
•
владение приемами и методами восстановления сил,
•
потребность в укреплении своего здоровья,
а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, в дальнейшем обучении и приобретении образования.
Многие выпускники, не став спортсменами, приобрели великолепную физическую подготовку. А шесть бывших воспитанников получили профессию педагога физической культуры и педагога дошкольного воспитания.
Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Физическая активность выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого как фактор
стимуляции интеллектуальной деятельности. Выпускница Басерова Татьяна, несмотря на ОВЗ,
с большим желанием и упорством занималась в Центре ЦССВ (бывший Детдом №2), затем в ДЮСШ им. Братьев Знаменских становилась неоднократной чемпионкой России, участницей Чемпионатов Европы по бегу на средние дистанции по программе параолимпийских игр в группе с нарушением интеллекта. По окончании спортивной карьеры, стремясь получить спортивно-педагогическое образование, Татьяна отучилась в вечерней школе и получила аттестат о неполном среднем образовании, что дало ей право поступить в спортивно-педагогический колледж «Митино» и получить специальность учителя физической культуры.
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Это мнение подтвердил Женя Синюков – «звезда» среди наших выпускников. С
детства мальчик очень серьёзно относился к урокам физкультуры и спортивным занятиям. Он поставил для себя цель самостоятельно получить высшее образование. За его плечами остались: вспомогательная школа, вечерняя школа-экстернат, колледж «Спарта» и академия. Получив высшее образование, Евгений преподает
в профессиональном колледже №38, где учатся наши воспитанники.
Общефизическую подготовку дети старшего возраста проводят в тренажерном зале, оснащенным 17 тренажерами, в числе которых есть электронная беговая дорожка, велоэргометр, гребля и другие. На территории детского дома имеется великолепная спортивная площадка, включающая в себя футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадки, крытую беседку с настольным теннисом и две полосы препятствий, состоящих из 8 спортивных сооружений для младшего и старшего возраста.
Традиционными становятся соревнования, проходящие в детском доме: осенний кросс, день лыжника, проводы русской зимы с элементами физических упражнений и эстафетами, веселые старты, товарищеские встречи по футболу и баскетболу с дворовыми и командами соседних школ.
С 2002 года воспитанники детского дома являлись призёрами и победителями городской Спартакиады «Надежда» в комплексном зачете, а также отдельным видам спартакиады: по плаванию, лыжам, легкой атлетики, настольного тенниса, футболу, мини волейболу, веселым стартам (диаграмма).
Система подготовки к соревнованиям стал разнообразной, плодотворной и интересной за счет сотрудничества со спортивными и спонсорскими организациями ЗАО.
С большим удовольствием и воодушевлением воспитанники принимают участие в муниципальных и городских Военно-спортивных играх, туристических слётах и многочисленных соревнованиях по спортивным играм. Наши воспитанники успешно демонстрируют приобретенные на занятиях физические качества и умения, а также применяют в условиях экстремальной ситуации навыки коллективных действий: товарищества, дружбы, взаимовыручки и ответственности. Мы убеждены, что каждый ребенок, в детстве развивший в себе такие качества, в конечном итоге, независимо от его возможностей станет гармоничным человеком: общительным, нравственно зрелым и физически развитым. Он будет способен найти своё место в жизни.