Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Особую значимость в современном мире физической культуры и спорта приобретают вопросы духовно- нравственного воспитания детей и молодежи. Физическая культура и спорт обладают богатыми и разнообразными возможностями всестороннего развития личности. Занятия физической культурой и спортом становятся важнейшим фактором нравственного воспитания школьников.

В системе профессиональной подготовки учителя физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» в качестве формирующего профессионально-педагогический облик специалиста-педагога ранее изучался совместно с другими спортивно-педагогическими дисциплинами. Учителю физической культуры в школе, ведущему предмет «Физическая культура», необходимо в своей учебно- воспитательной работе объединять другие виды физкультурной деятельности учащихся (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы, лицея, гимназии, колледжа, внеклассную спортивно-массовую работу, общешкольные спортивные мероприятия). Всё это объединяет его знания и умения, базирующиеся на современной теории и методике обучения и воспитания.

Впервые принципы теории физического воспитания были сформулированы филантропистами. Работы Гутс-Мутса «Гимнастика для молодежи» (1793), «Игры для упражнения и развития тела и духа молодежи» (1796) явились важнейшими в области педагогических проблем физического воспитания. В то время в XVIII в. при введении нового предмета «Гимнастика» в программу школьного обучения как школьную дисциплину, в систему общего образования возникла необходимость в подготовке опытных в педагогическом отношении специалистов с прочными научными знаниями. Родоначальник школьной гимнастики Шпис (1816-1858) в работе «Учение о гимнастическом искусстве» (1840) подчиняет задачи физического воспитания задачам духовного образования. Педагогическая ценность гимнастики как фундамента физического воспитания того времени заключалась в том, что она способствовала всестороннему развитию личности. Таким образом, уже Шпис намеревался включить в подготовку учителя гимнастики свою научно обоснованную программу. Он уже в то время назвал преподавание физической культуры «мастерской воспитания». Как школьная дисциплина, она находила подтверждение её воспитательных возможностей. Учитель физической культуры прежде всего ценился благодаря своей воспитательной миссии и занимал среди коллектива преподавателей особое место. Так с момента включения физической культуры в программу школьного обучения воспитательное воздействие этого предмета постоянно получает высокую оценку. Эту точку зрения Шпрангер описывает так: «Учитель физической культуры должен больше всех остальных, кто имеет отношение к школе, быть воспитателем в процессе преподавания» (3,с. 88). Так физическая культура и спорт, рассматриваемые с точки зрения педагогики, связываются с воспитанием, почти полностью отождествляясь с ним.

Целевые установки воспитания выясняет спортивно-педагогическая наука, которая акцентирует внимание на то, что только более компетентный воспитатель намеренно, обязательно влияет на воспитанника. А наивысшей целью воспитания школьника является выработка у него способности вести самостоятельный образ жизни, развитие его личности. Таким образом, воспитание в спортивной деятельности является процессом практического осуществления поставленных целей, носящих обязательный характер как для учителя физической культуры, так и для ученика.

Проблема подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к воспитательной деятельности сегодня решается ещё недостаточно.

Проведенное нами исследование самооценки студентов о готовности к постановке и решению воспитательных задач на уроках физической культуры в школе показало, что студенту трудно находить контакт с учениками в различных возрастных группах, уметь управлять дисциплиной и принимать решения, проявлять творчество в применении запланированных мер воспитательного воздействия, то есть недостаточно знаний и умений практического решения воспитательных задач. Оказалось, что студенту сложно планировать и решать частные воспитательные задачи на уроке, заинтересовать и помочь ученикам в выполнении домашних заданий и самостоятельном   самосовершенствовании.

Изучение отношения студентов к решению задач воспитательного характера на уроках физической культуры в период прохождения педагогической практики позволило выявить оценку и уровень знаний и умения применения их в процессе работы со школьниками. При решении воспитательных задач студентам необходимо выделить главные, ведущие задачи воспитания, обеспечивающие продуктивное выполнение образовательной и оздоровительной задач, а также всей психомоторной работы ученика на уроке. Кроме того, необходимо выбрать метод для решения конкретной задачи с учетом возраста, спортивной подготовленности, воспитанности и индивидуальных особенностей учащихся.

Условиями успешной работы в области воспитания в спортивной деятельности являются как теоретико- практическое знание психолого-педагогических, медико-биологических дисциплин, так и общая эрудированность в вопросах обучения и воспитания. Немаловажную роль играет и установление взаимоотношений с учащимися разного возраста и физического здоровья, обеспечивающих атмосферу доброжелательности, сопереживания, доверия и требовательности.

Необходимость в совершенстве владеть методикой воспитательной работы, прежде всего, видится в понимании и убеждении студента, что положительный результат достигается не сам собой, а благодаря направленной деятельности педагога на разработку, планирование и вдумчивого подхода к специальной воспитательной работе и только при условии, если спортивный педагог систематически и целенаправленно влияет на своих учеников, формируя их нравственное сознание и создает условия для приобретения ими опыта нравственного поведения, учитывая при этом уровень нравственной воспитанности занимающихся.

Для изучения воспитанности учащихся студенту-практиканту необходимо знать степень сформированности у них взглядов и убеждений в физкультурно-спортивном стиле жизни, проявления личностных и волевых качеств при выполнении двигательных действий, наблюдать за поведением детей на уроке, их взаимоотношениями между собой и в коллективе. Такая диагностика воспитанности каждого ученика и класса в целом необходима для конкретизации целей и задач воспитания.

Наиболее важные положения, облегчающие понимание сущности воспитания в спортивной деятельности, должны рассматриваться в процессе обучения студентов по дисциплине «Педагогика физической культуры и спорта», которая главной задачей ставит исследование закономерностей в использовании средств физической культуры и спорта в общем процессе воспитания детей и молодежи. Как самостоятельная отрасль педагогической науки она разрабатывает методологические и теоретические основы формирования личности в условиях и под влиянием спортивной деятельности.

 

Список литературы

1.     Кенарева Л.Ф. Значение педагогики физической культуры и спорта в подготовке спортивных педагогов / Л.Ф. Кенарева // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета: Сб. науч. ст. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013.

2.     Кенарева Л.Ф. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции специалиста по физической культуре и спорту / Л.Ф. Кенарева // Региональные особенности развития физической культуры и спорта в современных условиях: матер. Межд. научно-практ. конф., посвящённой 75-летию КГПУ и 50-летию ФФК. 2006 г. – Петрозаводск, 2006. С. 53-56.

3.     Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс. Пер. с нем. под ред.М.Я. Виленского и О.С. Метлушко. – М.: Аспект Пресс, 1995.-318 с.- (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).