Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Аннотация. В современных условиях совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации предполагает необходимость заблаговременной подготовки граждан к службе в армии, а также наличие знаний и основ военно-прикладной физической подготовки у кандидатов, поступающих в военно-учебные заведения.

При этом прихода в военно-учебные заведения и воинские части молодежи уже подготовленной к военно- профессиональной деятельности в настоящее время не приходится.

В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопросов, связанных с повышением уровня прикладной направленности физической подготовки воспитанников для улучшения качества будущей военно- профессиональной деятельности. Полагается целесообразным рассмотрение данной проблематики как важного фактора совершенствования методического и педагогического аспектов обучения воспитанников для последующего повышения их военно-прикладных умений и навыков.

Ключевые слова: воспитанник, физическое воспитание, военно-прикладная направленность.

Профильная направленность физического воспитания суворовцев и кадетов представляет собой определенную основу, состоящую из ряда компонентов, критериями которых выступают объективные и субъективные показатели, по которым можно судить о сформированности личности. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической профилированности в той или иной деятельности воспитанника.

Термин «профессионально-прикладная физическая подготовка» является производным   от понятия «физическая подготовка». В теории и практике физической культуры и спорта профильные специалисты различают такие разновидности физической подготовки, как общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, военно-прикладная физическая подготовка [1, 14]. При этом «прикладность» в общем смысле определяется, как свойство чего-либо быть прикладным, практически пригодным и полезным в качестве приложения к чему-то основному, дополнять его и/или воздействовать на него в определенном отношении [12].

В настоящее время в образовательных организациях Минобороны России основными формами физической подготовки являются: утренняя физическая зарядка, учебные занятия, спортивно-массовая работа. Занятия воспитанников в секциях входят в дополнительное образование.

В свою очередь, применение форм, методов, а также средств по профилированию прикладного физического воспитания базируется на явлении переноса тренированности с целью увеличения резерва функциональных возможностей организма воспитанника и расширения базы его двигательной координации [8, 14].

В этой связи, сущностный аспект данного процесса заключается в практических моментах, а именно влияния на подготовленность будущего военного специалиста к решению определенных служебных задач на основе эффективного, положительного переноса предварительно развиваемых им физических качеств и свойств формируемых умений и навыков, а также противостояния различным экстремальным факторам. Наряду с этим, процесс переноса тренированности распространяется как на физические качества  (на основе морфофункциональных и биохимических изменений в органах и тканях), так и на двигательные умения и навыки (на основе образованных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе) [2].

С учетом данного положения методика проведения занятий по «профилированию прикладного физического воспитания» будущих военных специалистов должна ориентироваться на необходимость подбора упражнений по принципу переноса тренированности по функциональным возможностям. Положительное влияние различных физических средств на повышение работоспособности воспитанников будет зависеть, в том числе от эффекта положительного переноса в отношении физических способностей и двигательных навыков [10, 15].

Эффект от  занятий физическими упражнениями на будущую военно-профессиональную  деятельность воспитанника заложен в средствах физического воспитания и соответствующих двигательных действиях. Эффективность данных средств и действий заключается в том, что отдельная мышечная группа (или орган, или система организма) может обеспечивать разнообразные двигательные действия, обусловливает выполнение каждого из них за счет активизации функций многих органов и систем организма. С одной стороны, одни и те же функции организма можно развивать с помощью разных физических упражнений, с другой – с помощью даже одного упражнения, но различными способами его выполнения [4, 13].

Одним из главных условий эффективности использования средств и методов профилирования прикладного физического воспитания является своевременное изучение, повышение и прогнозирование общих и специальных способностей, двигательных умений и навыков будущих военных специалистов.

В отличие от спортивной практики, средства общефизической подготовки, изучаемые воспитанниками в рамках прохождения учебного материала по профилированию прикладного физического воспитания составляют основное содержание процесса подготовки, но лишь опосредованно влияют на ее эффективность. Вместе с тем, они создают основу для неспецифической адаптации организма человека к различным видам мышечной активности и средовым факторам. Высокий уровень общей физической подготовленности, достигаемый в ходе спортивной тренировки, позволяет гораздо легче переносить напряженную работу в необычных или даже экстремальных условиях, в том числе при  высоких или низких температурах, гипоксии, резком  изменении атмосферного давления, больших ускорениях и перегрузках и т. п.

На основе этого оценка и прогнозирование специальной подготовленности является обязательным условием осуществления процесса военно-прикладной направленности будущего офицера. На ее первоначальном этапе определяется исходный уровень развития будущих профессиональных качеств, умений и навыков. На основании проведенной работы осуществляется планирование, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания воспитанникам, имеющим низкие показатели [5, 3, 14].

Впоследствии оценка и предположения соответствующей подготовленности должны давать реальную информацию об эффективности решения поставленных задач по профилированию прикладного физического воспитания.

При этом критериями эффективности решения задач прикладного физического воспитания являются затраты времени на обучение определенным специальным двигательным действиям, а также результаты их освоения, которые проецируются на выполнение определенных нормативов и требований [6, 7, 9, 11].

В свою очередь, нормативы по прикладному физическому воспитанию в зависимости от направленности подготовки будущих военных специалистов могут включать в себя как контрольные упражнения в виде двигательных заданий, так и специальные функциональные тестовые задания для определения функционального состояния занимающихся.

На основе данных контроля в определенных случаях, после прохождения тем, при необходимости  в содержание и методику программ реализации прикладного физического воспитания могут вноситься соответствующие коррективы [11, 15].

Таким образом, система прикладного физического воспитания оказывает положительное влияние на повышение качества военного профилирования и время овладения в перспективе новыми двигательными умениями и навыками, создание специального фундамента подготовленности в содействии военно- профессиональному пониманию и изучению данного направления деятельности.



Список литературы

1.     Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.

2.     Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 256 c.

3.     Бондарь, В.В. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 /В.В. Бондарь. – Ярославль, 1998. – 186 с.

4.     Вейднер-Дубровин, Л.A. Физическая подготовка – составная часть воинского обучения / Л.A. Вейднер- Дубровин, Т.Т. Джамгаров. – Л.: ВДКИФК, 1980. – С. 13–63.

5.     Вейднер-Дубровин, Л.А. Проблемы изучения современных требований к физической готовности военнослужащих /Л.A. Вейднер-Дубровин. – Л.: ВДКИФК, 1982. – С. 22–23.

6.     Зуев, С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб.пособие / С.Н. Зуев. – М.: МГСУ, 1996. – 38 с.

7.     Карцев, И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И.Д. Карцев, Л.Ф. Халдеева, К.Э. Павлович. – М., 1968. – 163 с.

8.     Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. /под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

9.     Медведев, И.М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / И.М. Медведев. – Волгоград, 1999. – 165 с.

10. Муровицкий, А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.И. Муровицкий. – Смоленск, 2004. – 127 c.

11. Орлов, В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников спецподразделений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В.В. Орлов. – М., 2001. – 143 с.

12. Полянский В.П. Тенденции дальнейшей разработки теории и технологии непосредственно прикладной физической культуры: материалы международной конференции/ под общей редакцией Л.П.Матвеева, В.П. Полянского.- М.: РИО РГУФК 2006. – 62 с.

13. Рожновский, А.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в инженерно-морских вузах: дис.… канд. пед. наук: 13.00.04 /А.Ф. Рожновский. – М., 1988. – 134 с.

14. Рукавишников, Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08/Д.А. Рукавишников. – Чебоксары, 2006. – 193 c.

15. Шемчук, С.Я. Специально направленная физическая подготовка военнослужащих железнодорожных войск: на примере путевых подразделений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / С.Я. Шемчук, Воен. ин-т физ.культуры. – СПб., 2004 – 22 c.