Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ГОЛОДАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И УМСТВЕННУЮ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Сегодня мы очень часто сталкиваемся с тем, что молодые люди и девушки, зачастую студенты, прибегают к различного рода диетам, чтобы стать физически привлекательнее. Они даже не подозревают, что истощают свой организм и приносят ему колоссальный вред, который будет давать отголоски всю оставшуюся жизнь.

Во время длительного и неправильного голодания организм, а особенно растущий, недополучает питательных веществ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности, организму постоянно не хватает витаминов и других очень важных минеральных солей и аминокислот, поэтому, можно с уверенностью сказать, что бесконтрольное голодание вредит организму во всех возможных аспектах [3].

Во время голодания ослабевает иммунитет, организм не находит сил в достаточной мере сопротивляться инфекциям  и вирусам, голодающий молодой организм может легко подхватывать простудные заболевания и потом долго с ними бороться.

Недомогание, слабость, головная боль и головокружение – типичные симптомы при долгом и неконтролируемом голодании, особенно если приходится переносить какую-либо физическую нагрузку, а без этого не обходится рабочий день студента, может закончиться голодным обмороком [3].

Вред голодания может сказаться и на внешности студента – ломкие волосы, слоящиеся ногти, шелушащаяся кожа – все это признак недостатков витаминов, которые организм не получает в результате голода, в частности кальция и витаминов группы В и D [7].

Помимо всего прочего, голодание создает в молодом организме практически идеальную платформу для появления и прогрессирования заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких, как язва желудка и гастрит, а также возможно обострение уже имеющихся болезней, особенно вред голодания опасен уже при наличии заболеваний желудка и кишечника, поскольку может вызвать ряд серьезных осложнений. Долгий голод способен провоцировать и другие неприятные нарушения в работе желудка и кишечника: вздутие, метеоризм, голодные и ноющие боли.

Голодание вредно еще и тем, что это серьезный стресс для организма, особенно тяжело оно переносится в первые дни, есть хочется постоянно, все мысли в голове только о еде, студент не может погрузиться в учебный процесс. И, как показывает практика, подавляющее большинство в скором времени срывается, выдержав не более двух недель такой диеты, и срыв этот, как правило, сопровождается беспорядочным и усиленным употреблением совершенно разной и несовместимой с собой пищи, что приводит к проблемам с пищеварением и возвращению прежнего веса, и почти всегда с «процентами».

Бывают случаи,  когда   голодание   перерастает в   серьезное   психофизическое   заболевание  – «анорексия», в этом случае организм не принимает пищу, желудок не подает мозгу сигналы о том, что пора подкрепиться, вследствие чего у человека полностью пропадает чувство голода, и он начинает стремительно худеть.

А теперь, вспомним о том, какой тяжелый и насыщенный бывает день у студента. Всевозможные лекции, семинары, физические и эмоциональные нагрузки на фоне голодания могут стать для молодого организма непосильными. Учебная работа студента требует большого умственного напряжения. Наш мозг и нервная система функционирует нормально, если организм регулярно и своевременно отдыхает и питается. Для этого очень важно соблюдать определенный режим. Если не соблюдать распорядок дня, то можно столкнуться с такими последствиями как: резкое падение давления, головокружение, слабость и сонливость [6].

Для того чтобы оставаться в форме, медики советуют соблюдать студенту распорядок (режим) дня. В распорядок дня, помимо университетских занятий, необходимо включить утреннюю гимнастику, прогулки на свежем воздухе, минимум 3-4 приема пищи. Также, можно включить занятие спортом, а на сон оставлять не менее 7 часов в день [6].

Самым напряженным и ответственным периодом для студентов являются зачетно-экзаменационные сессии. Поэтому особенно важным является соблюдение режима и сбалансированности питания в период сессии. У студентов, систематически работающих над усвоением материала, утомляемость в период сессии значительно ниже, а успеваемость выше, чем у несоблюдающих режим учебных занятий. В зачетно- экзаменационный период, когда освобождается время от академических занятий, следует составлять новый распорядок дня, сохраняя основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдыха и сон. Необходимо оставлять незыблемыми уже ранее выработанные привычки – в одно и то же время спать и питаться, делать утреннюю гимнастику, физкультурные паузы во время занятий, прогулки на свежем воздухе.

В период сессии необходимо обратить внимание и на питание: увеличивать в рационе долю продуктов, содержащих полноценные белки и витамины, повышающих эмоциональную стойкость организма и его трудоспособность. Недостача витаминов приводит к появлению раздражительности, нарушению сна, ухудшению памяти, плохому настроению.

Нервные клетки очень чувствительны к недостатку пищевых веществ, необходимых для их нормальной трудоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, который возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга – возникают головные боли, резко снижается внимание и трудоспособность [2].

Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби [2].

На основе этого хотелось бы дать студентам несколько советов о рационе питания:

1.                   Не исключайте завтрак из своего плана на день. Сделайте его первым в пункте. Поверьте, много времени не понадобится, чтобы вкусно и полезно позавтракать, вы и сами заметите, как повысятся ваши умственные способности. Итак, на завтрак можно просто кашу: рисовую, овсяную, греча. Хорошими дополнениями послужат фрукты и овощи. Из напитков можно чай с молоком, кофе, сок, и энергия на долгое время вам будет обеспечена;

2.                   На перекус лучше всего кефир или просто попить йогурт, можно бутерброд, грушу

или банан, но ни в коем случае не хот-дог или шаурму. Студенты часто предпочитают покупать еду в ближайших заведениях фастфуда, что чревато последствиями: язва желудка, повышенная утомляемость и набор веса;

3.                   В обед желательно небольшое по объему первое блюдо – борщ, мясной или рыбный суп, и второе – мясо с капустой, картофелем, рыба с гарниром и можно вдобавок десерт, чай или сок по желанию. Старайтесь ежедневно получать горячую пищу, потому что в таком виде она не потеряет свои питательные вещества и быстро освоится организмом. Начинать обед следует именно с первого и только после приступать ко второму.

4.                   А вечером помните, что организм не теряет много энергии ночью, поэтому объедаться на ночь не стоит, лучше всего подойдут разные «легкие» салаты, фрукты и т.д [7].

Также рекомендуется увеличить количество приемов пищи до 4-5 раз в день. При этом частота питания достигается, конечно, не увеличением рациона, а дроблением обеда и завтрака на два приема. Скажем, в обед можно съесть салат и суп, а спустя два часа - второе блюдо и компот. Последний прием пищи должен быть как можно раньше - не позднее 7-8 часов вечера.

Чтобы избежать похудения, необходимо ориентироваться на суточную норму калорий. Рекомендуется, чтобы количество потребленных калорий было не менее или примерно равно суточной норме калорий. Различных формул для её определения на данный момент достаточно много. Рассмотрим подробно одну из самых популярных формул расчета суточной нормы калорий - формула Лайла Макдональда. По данной формуле суточная норма калорий рассчитывается как произведение фиксированного количества калорий (ккал) на величину веса человека (кг). У женщин фиксированное количество калорий равняется 32 ккал, у мужчин – 34 ккал [8]. Например, для женщины весом 60 кг суточная норма калорий будет равна 1920 ккал.

Что касается физических нагрузок, Всемирная организация здравоохранения разработала Рекомендации по физической активности. Для студентов физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональную деятельность (т.е. работа), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и сообщества. В целях укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей, снижения риска неинфекционных заболеваний и депрессии рекомендуется следующая практика физической активности:

          Студенты должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям аэробикой средней интенсивности, или не менее 75 минут в неделю занятиям аэробикой высокой интенсивности;

          Каждое занятие аэробикой должно продолжаться не менее 10 минут. Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, студенты должны увеличить нагрузки своих занятий аэробикой средней интенсивности до 300 минут в неделю, или до 150 минут в неделю, если занимаются аэробикой высокой интенсивности;

          Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю [4].

Также необходимо сказать, что 24 марта 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ №172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)". Основная цель программы – развитие массового спорта с привлечением широких слоев населения, развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения [1].

Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Внедрение нормативов ГТО совершалось в три этапа: 2014 год - внедрение комплекса среди учащихся в 12 регионах РФ, 2016 год - внедрение комплекса для учащихся всех регионов и для взрослых в 12 регионах, 2017 год - повсеместное внедрение комплекса среди всех возрастных групп населения [1].

Нужно учесть, что в комплекс ГТО входят различные нормативы испытаний (тестов): бег, подтягивания, плавание, стрельба и др. Все нормативы разные по сложности - для одних подтянуться или проплыть на «золото» не составляет труда, а для других – это настоящее испытание. Поэтому студенты, как и другие группы населения, должны быть в хорошей физической форме, чтобы сдать нормативы ГТО. А голодание существенно влияет на физическую трудоспособность студента, следовательно, успешная сдача нормативов ГТО невозможна без полноценного правильного питания.

И в заключении хотелось сказать: каждый сам выбирает, заниматься ему спортом или нет, как питаться, какой образ жизни вести, но не следует играть со своим организмом и подвергать его стрессу на таком важном этапе жизни.

 

Список литературы

 

1.                   О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2.                   Особенности бюджета времени и формы досуга студентов технического вуза [Электронный ресурс]: Кондратьева Н.С., Прокопенко Л.А. – Нерюнгри, 2013

3.                   Официальный сайт «Вредно все» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://www.vredno-vsyo.ru

4.                   Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.who.int/ru/

5.                   Официальный сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://gto.ru

6.                   Официальный сайт Информационного студенческого гида «Studynote» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://studynote.ru

7.                   Официальный сайт Московского педагогического государственного университета [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://мпгу.рф

8.                   Официальный сайт Спортивной энциклопедии SportWiki [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://sportwiki.to