Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Анализ физической подготовленности юношей и девушек в возрасте 17 - 21 года, обучающихся в Астраханском ГМУ показывает, что уровень физической подготовленности по таким физическим качествам, как выносливость снижается, в тоже время скоростно-силовые качества имеют незначительное повышение, наиболее выраженное у юношей.

Данные результаты исследования дают основание для адекватного подбора решений двигательной активности, способствующие развитию физических качеств за счет дифференцированного индивидуально ориентированного подбора физических упражнений, за счет организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: уровень развития физических качеств, студенты, физическая подготовленность.

Введение

Специалисты [1,3] отмечают тесную взаимосвязь между показателями развития физических качеств и количеством часов, выделяемых на занятия физической культурой в учебных заведениях. Занятия в секциях по видам спорта оказывают отчетливо выраженные положительные тенденции на  повышение физической подготовленности [2]. Исследования подтверждают [4], что недостаточная физическая подготовленность студентов вузов, требует корректив в вариативном компоненте учебных программ по физической культуре.

Материалы комплексного исследования физической подготовленности студентов Астраханского ГМУ отчетливо свидетельствуют о тесной взаимосвязи физической подготовленности и количеством академических часов, выделяемых на физическую культуру.

Наиболее выраженная негативная тенденция изменения анализируемых результатов на выносливость наблюдается у девушек V курсов бег 2000 м. (9,2 %, р<0,005). Динамика скоростно-силовых показателей показывает относительную стабильность.

У юношей прослеживается аналогичная закономерность снижения показателей (бег 3000 м.) (7,8%, р<0,05) Динамика скоростно силовых показателей имеет определенный рост бег на 100м. (3,2%, р<0,05) подтягивание на перекладине (2,8%, р<0,05)

Организация исследования

Проведен анализ физической пoдготовленности 1260 студентов (820 девушек, 440 юношей), обучающихся в Астраханском ГМУ на I-V курсах основной и подготовительной медицинских группах.

Определение физической подготовленности проводилось в течении I-IX семестров 2010 – 2015 г. г. по тестовым испытаниям на выносливость, скоростно-силовые показатели, быстроты реакции.

Результаты исследования

По нашим данным физическая подготовленность студентов на протяжении 5 лет обучения в Астраханском ГМУ при занятии по предмету «Физическая культура» в количестве 2 часов в неделю не оказывает существенного влияния на морфофункциональное состояние и физическую подготовленность студентов. Студенты, занимающихся в группах спортивного совершенствования от 4 до 6 часов в неделю по всем параметрам превосходили занимающихся основной и подготовительных групп. Безусловно, что в группах спортивного совершенствования студенты раннее имели достаточно хорошую общую физическую и специальную подготовку, сформированную в школьных спортивных секциях и ШВСМ, а также трехразовые занятия в неделю обеспечивали им подавляющее преимущество по уровням морфофункционального состояния и двигательным возможностям.

Обследуемы студенты 4 и 5 курсов (68,7% юношей и 59,2%) девушек продолжили занятия в спортивных секциях по видам спорта, из них более 70% не меняли вид спорта, около 20% сменили вид двигательной активности, а остальные студенты занимались несколькими видами спорта одновременно в основном это сезонные виды спорта (велоспорт, плавание, многоборье, атлетическая гимнастика).

Студенты, которые на 1 – 3 курсах занимались самостоятельно на старших курсах или совсем прекращали занятия, или занимались эпизодически.

Динамика морфофункционального развития и психоэмоционального состояния на 1 – 5 курсах выявила следующие показатели: так у юношей средний показатель ЖЕЛ на первом курсе составил 3,78 ±0,19 л., на втором 3,85 ±0,09 л., на третьем 3,92 ±0,07 л., на четвертом 3,96 ±0,11л., на пятом курсе 3,94±0,05 л. У девушек прослеживается аналогичная закономерность изменения данного показателя. Исследование ЧСС в состоянии относительного покоя у студентов первых курсов средние значения составляли 68,7 уд./мин. у юношей и 70,1 уд./мин. у девушек, на 2 и 3 курсах существенных изменений не было выявлено, на 4 курсах наблюдалось повышение ЧСС у девушек на 5,7% р ˂ 0,005, у юношей повышение ЧСС регистрировалось на 5 курсах на 4,1% р˂0,005.

Сравнительная характеристика реакции организма на стандартные физические нагрузки позволил выявить существенные различия в функциональном состоянии в начале и в конце каждого года обучения, разница показателей составил 7,1% р˂0,005; у юношей 6,2%, р˂0,005; у девушек. Средние и абсолютные величины МПК и PWC 170 имеют устойчивую тенденцию к повышению к концу учебного года и значительное понижение в начале.

Таким образом, период обучения в медицинском университете у студентов основной и подготовительной групп занимающихся физической культурой по программе ФГОС – 3, 2 часа в неделю на 1 – 5 курсах характеризуется не устойчивым ростом показателей развития физических качеств.

Одной из главных причин этого положения мы считаем недостаточное количество практических часов в неделю, отсутствие самостоятельных занятий физической активностью, а также недостаточную физическую подготовленность студентов, поступивших на 1 курс медицинского университета.

 

Список литературы

1.     Доронцев А.В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта; Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Волгоградская государственная академия физической культуры. - Волгоград, 2006

2.     Доронцев А.В., Козлятников О.А. Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области. Ученые записки университета им. ПП.Ф. Лесгафта., 2014. - № 11 [117], С. 46-49.

3.     Морозова О.В., Ярошинская А.П. Адаптивная физическая культура. Учебно – методическое пособие. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2013, 104 с.

4.     Янкевич И.Е., Зинчук Н.А., Доронцев А.В. Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов. Астраханский медицинский журнал. 2013. Т. 8. № 1. С. 326-329.