Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2019г.

Актуальность. Современный этап развития общества подразумевает использование многогранного подхода в формировании и воспитании всесторонне развитого молодого поколения, где одним из главных компонентов является физическая культура, играющая решающую роль. Мир ребенка составляет многочасовой двигательный режим, который имеет природную задачу его развивать и «строить». Наиболее важную функцию в указанном процессе выполняет направленная двигательная деятельность, которая имеет природную основу, обеспечивая связь с внешней средой [2].

Период старшего дошкольного возраста, является благоприятным жизненным временным отрезком для основной закладки состояния здоровья, правильного физического развития, развития двигательных способностей на этапе формирования. Физическая культура в дошкольном возрасте, решает все перечисленные основные задачи, при этом эффективно влияя на воспитательную потребность детей.

Задачи по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста решаются на основе условий входящих в систему физиологических факторов: учет возрастных особенностей физического развития; медицинский мониторинг соответствующий жесткому контролю со стороны педиатрического обслуживания; высокий уровень подготовки педагогического состава в области профессиональной подготовленности.

С учетом возрастных особенностей, детям старшего дошкольного возраста требуется направленная двигательная работа с регулируемыми нагрузками, способствующая незаметному, мягкому протеканию переходных годичных физиологических изменений связанных с периодами роста.

На основании указанного, необходимо заключить, что фундаментальной основой будущей жизнедеятельности, их гармоничного развития, являются двигательные качества, проявление которых выражено в оценке показателей силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости, а это, в свою очередь, является уровнем физической подготовленности. По мнению ученых [1,2,3], при недостаточном развитии двигательных качеств, обучение двигательным навыкам и физическим упражнениям существенно затруднено, а в некоторых случаях совсем невозможно. Авторы утверждают, что двигательные качества могут проявляться через определенные умения, т. е. двигательные навыки присутствуют при наличии более или менее развитых двигательных качеств, это взаимосвязь условно рефлекторного механизма двух процессов физиологического направления. Таким образом, решающим и основным аспектом физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста является физическая культура, формирующая устойчивую привычку в повседневной физической активности.

В связи с этим, у нас возникла необходимость дополнительного изучения, поиска и разработки специальных эффективных методов и средств направленного воздействия на развитие двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе легкоатлетических упражнений.

Цель исследования: выявить эффективные формы, методы и средства легкоатлетической направленности на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста, пребывающих с начала учебного года для обучения в первый класс общеобразовательной школы.

Организация, методика и результаты исследования. Педагогический эксперимент был проведен на базе детских садов «Улыбка» и «Колокольчик» г. Абакана. В исследовании приняли участие 43 ребенка старшего дошкольного возраста, из них в контрольную группу (КГ) вошли 22 человека (10 мальчиков и 12 девочек), в экспериментальную группу (ЭГ) – 21 человек (11 мальчиков и 10 девочек). Первые занимались по стандартной программе физкультурных занятий, вторые по предложенной нами методике.

В процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами применялись средства, состоящие из подобранного арсенала систематизированных упражнений направленного характера для развития каждого конкретного двигательного качества.

Упражнения, направленные на быстроту выполнения двигательных действий: общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, требующие быстрого выполнения; игры с гимнастическими мячами и обручами; беговые упражнения с заданием бежать «как можно быстрее»; различные способы ходьбы и бега с определенным чередованием; подвижные игры с элементами бега «догнать, убежать».

Упражнения, направленные на развитие ловкости: общеразвивающие упражнения с мелкими предметами для перекладывания из одной руки в другую; упрощенные эстафеты с преодолением расстояния между предметами; эстафеты с пролезанием под предметами; подвижные игры с основой правил не сталкиваться друг с другом; бег на короткие отрезки из и.п. стоя на коленях, сидя, лежа; прыжки из разных исходных положений, прыжком смена исходного положения; смешанные упоры на скорость выполнения; упражнения, требующие проявления координационных способностей; метания сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной и двух ногах, с поворотами и т.п.

Упражнения, направленные на развитие силовых качеств: общеразвивающие упражнения с незначительным сопротивлением и предметами представляющими отягощение (мешочки, набивные мячи); переползания на скорость; лазание по гимнастической стенке; долговременные висы с перехватыванием; метания мяча на расстояние.

Упражнения, направленные на развитие выносливости: на прогулочных занятиях выполнять беговые упражнения с дозированной нагрузкой (бег с заданиями на короткие отрезки с постепенным увеличением расстояния); медленный бег на заданную дистанцию и т.п.

Упражнения, направленные на развитие гибкости. Как правило, нами использовались упражнения изометрического характера, выполняемые серийным способом (2-3 упражнения по 3 подхода). Длительность напряжений в растянутом состоянии определялась с учетом постепенного увеличения (от 5 до 8 секунд). Интервал отдыха в течение 1 минуты производился в активной форме. Дополнительно включались специальные упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев ног. Наибольший эффект оказывали упражнения проводимые два раза в день (утром и после дневного сна когда мышцы находятся в расслабленном состоянии).

Изменение показателей в двигательных тестах по окончанию педагогического эксперимента у детей старшего дошкольного возраста

 

Тесты

Девочки

Мальчики

Норм.

Группа

Рез-т

Р

Норм.

Группа

Рез-т

Р

Бег 30 м (сек.)

 

8.0

ЭГ

7.1

 

<0,05

 

7.5

ЭГ

6.6

 

<0,05

КГ

7.6

КГ

7.4

 

 

Бега 300 м (мин)

 

 

2.00

 

ЭГ

 

1.41

 

<0,05

 

 

1.40

 

ЭГ

 

1.18

 

<0,05

 

КГ

 

2.05

 

>0,05

 

КГ

 

2.07

 

>0,05

 

 

Метание мешочка с песком

 

 

пр.р. 5.9 лев.р. 4.7

ЭГ

 

 

 

 

<0,05

 

 

 

пр.р. 8.0

лев.р.5.3

ЭГ

 

 

 

 

<0,05

пр.р.

5.40

пр.р.

7.9

лев.р

4.0

лев.р

5.0

КГ

 

КГ

 

пр.р

4.20

пр.р

4.20

лев.р

3.00

лев.р

3.50

 

По окончанию исследования было проведено контрольное тестирование по определению динамики развития двигательных качеств дошкольников. Анализ полученных показателей выявил, что у мальчиков экспериментальной группы результаты стали соответствовать возрастным нормативным требованиям, в контрольной группе показатели оказались менее значимы и являлись ниже установленных нормативов, исключение составили показатели в тесте «бег 30 м». Показатели у девочек явились аналогичными, по окончанию педагогического эксперимента, результаты тестовых упражнений, характеризующих развитие физических качеств в экспериментальной и контрольной группах имели положительные изменения, однако, в экспериментальной группе указанные изменения оказались на более высоком уровне, чем в контрольной по всем тестируемым направлениям.

Выводы. Позитивные изменения, выявленные по окончанию исследования, свидетельствует о том, что средства подобранные и включенные в экспериментальную методику, оказали эффективное воздействие на развитие двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста. Внедрение предлагаемой нами инновационной методики в процесс физического воспитания дошкольных образовательных организаций, может существенно дополнить раздел теории и методики физического воспитания целесообразностью применения на прогулочных и физкультурных занятиях у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Список литературы

 

1. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей/ Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 2006. - 178 с.

2.   Кистяковская, М.Ю. Физическое воспитание дошкольников/ М.Ю. Кистяковская. - М.: Флинта,2009. – 257 с.

3. Козлов, А.П. Физиология развития ребенка/ А.П. Козлов. - М.: Просвещение, 2011. 353 с.