Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Одна из важнейших социальных проблем – здоровье студенческой молодежи. Количество студентов, имеющих специальную группу, увеличивается с каждым годом. Основная причина значительной заболеваемости студентов – малая двигательная активность. Проблема укрепления здоровья студентов, носит стратегический характер для общества. Задачей преподавателей ВУЗов является подготовка специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность.

Среди многообразия средств физического воспитания студентов, как наиболее доступное и эффективное оздоровительное средство может выступить спортивная игра бадминтон.

В нашей стране бадминтон появился недавно, но игра полюбилась многим.

Бадминтон является своеобразным университетом обучения человека движениям тела, средством обучения его многообразным двигательным навыкам. Чем эти средства выше по своему уровню и чем богаче их запас, тем успешнее человек справляется с незнакомыми для него двигательными задачами. Повышение культуры двигательных навыков позволяет быстрее довести нужные движения до автоматизма и тем самым освободить сознание для решения других задач.

С совершенствованием орудий производства все больше людям разных профессий необходимы тонкое мышечное чувство кисти руки, едва уловимое движение пальцев, на основе которых совершенствуется качество двигательной деятельности. Пожалуй, ни один другой вид спорта не обладает такой богатой палитрой движения кисти, микродвижении пальцев, как бадминтон. Следует отметить, что мелкие движения пальцев – довольно сложный вид двигательной деятельности. Они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки. За изощренность мелких движений пальцев руку бадминтонистов высокого класса сравнивают с рукой скрипача. Известно, что развитие тонкой моторики кисти положительно коррелируется с развитием интеллектуальных функций (например, письменности).

Бадминтон не только по самой высокой мерке удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет, в силу игрового характера, достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой.

Игра является своего рода компенсатором неблагоприятного воздействия труда на человека, особенно представителей профессий с довольно узким характером движений, неподвижной позой в течение рабочего дня. Бадминтон, давая основательную нагрузку всем группам мышц, всем системам организма, создает значительный биологический резерв высокой работоспособности. В организме человека, тренированного бадминтоном, – более быстрое включение в оптимальный режим работы, а, следовательно, у человека и более высокая работоспособность. Таким образом, бадминтон современен тем, что в плане двигательных навыков учит «умению уметь», даёт своеобразную общую «технологию» осуществления трудовых движений, создаёт запас двигательных навыков, необходимую физическую и психологическую готовность к более быстрому и успешному овладению новой специальностью, основанной на точных двигательных навыках.

Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это – игра рукой. Роль её в умственном развитии человека общеизвестна. Недаром И. Кант определял значение руки, как «вышедший наружу мозг». Благодаря «умной» руке игрок осуществляет самые тонкие задуманные удары, которые не только приносят желанное очко, но и могут вызвать всплеск интеллектуальной радости от удачно осуществлённого замысла. К тому же считается, что движение кисти в момент соприкосновения её с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга. Среди спортсменов, всё больше тех, которые тянутся к «умным» видам спорта, позволяющим гармонично сочетать физическое и умственное совершенствование. Среди таких видов спорта больше всего ценится бадминтон.

Как и любой другой вид спорта, бадминтон – это здоровый образ жизни, активное проведение досуга. Доступность, легкость игры, простые правила позволяют даже новичку достичь высоких результатов в бадминтоне.

Занятия бадминтоном - многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организаций. Бадминтон  позволяет улучшить показатели физических качеств, студентов не физкультурного ВУЗа. Они имеют системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье студента. Процесс направлен на всестороннее воспитание, на приобретение широкого круга знаний, умений и навыков, повышение физической и умственной работоспособности, овладение техникой вида спорта учебно-тренировочных занятий.

Широкой популярностью бадминтон пользуется у студентов во многих высших учебных заведениях, в нефизкультурных ВУЗах, в том числе и в УрГЭУ.

В средних образовательных школах бадминтон, как правило, не преподается, следовательно, все студенты, начиная обучение в ВУЗе, находятся практически в равных условиях. Следовательно, успех в будущей игре зависит от способностей, физических возможностей каждого студента.

Основная цель курса – это научить студентов простейшим навыкам игры, вызвать у них интерес к игре, как одной из форм физических упражнений и спорта.

Программа курса предусматривает изучение вопросов теории и методики преподавания бадминтона, овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых знаний и умений для самостоятельной работы преподавателя-тренера по бадминтону с различным контингентом занимающихся.

Укрепление здоровья, совершенствование физических качеств – быстроты, гибкости, ловкости и выносливости в сочетании с разносторонним творческим мышлением – основная задача бадминтона. Студенты знакомятся с историей развития бадминтона, основами тренировок, тактикой игры, основными правилами игры, характеристикой основных физических качеств, необходимых в бадминтоне. За период обучения студент должен уметь правильно выполнять все виды ударов, вести одиночную и парную игру, осуществлять практическое судейство.

Цель занятий на стадии обучения – формирование и закрепление правильных технических навыков.

Обучение игре начинается с выработки правильной хватки. Особое внимание обращают на правильность хватки не в статическом положении, а во время игры. Опытный преподаватель без труда определит по характеру удара, правильно и удобно ли лежит ракетка в руке студента.

Основная форма проведения занятий с начинающими – групповая. Сюда входит групповая разминка, показ упражнений, их выполнение всей группой. Для разучивания элементов техники лучше всего разбить занимающихся на пары. При осознанном подходе к разучиванию они непроизвольно контролируют друг друга, подмечают ошибки и неточности. Работа в парах повышает взаимную ответственность, тренировка проходит в атмосфере здорового соперничества.

На первом этапе обучения происходит освоение ударов открытой стороной ракетки. Вначале изучают произвольные удары в основном из статических положений с использованием половины площадки. Все внимание на технику, хватку ракетки; необходимо следить за тем, чтобы движения были мягкими и пластичными. Максимум внимание работе кисти и правильной основной стойке при выполнении ударов. Этот процесс длится до тех пор, пока занимающиеся не будут уверенно попадать ракеткой по волану, сравнительно точно направлять волан напарнику.

На втором этапе следует научить правильно передвигаться по площадке, правильно выполнять выпады: вперед, вправо и влево. Вначале это имитация с ракеткой, затем один из партнеров набрасывает волан – второй, делая выпад, возвращает его обратно. При исполнение выпадов следует акцентировать внимание на том, чтобы левая нога сзади опиралась на внутреннюю часть стопы, т.к. при опоре на носок возникает опасность травмы ахиллово сухожилия. Но одних выпадов явно будет недостаточно в процессе игры. На площадке приходится выполнять два, три, и более шагов. Передвижения выполняются и переменными, и приставными, и скрестными шагами, совершаются короткие пробежки, иногда даже прыжки. Рекомендовать какой-то один способ перемещения нет необходимости.

После того, как занимающиеся освоили удары в статическом положении и научились передвигаться (имитировать) на площадке во всех направлениях, начинается третий этап обучения. На этом этапе следует обучить ударам после перемещений.

Невозможно научиться играть, не позаботившись о своем физическом развитии. Для проведения удара сверху нужны гибкость и сила. Чтобы принять сильный атакующий удар (смеш) – быстрая реакция. При игре у сетки не обойтись без ловкости и хорошего глазомера.

Выносливость самое необходимое качество для спортсмена. Выносливость необходимо развивать с первых дней занятий. В качестве средств, для развития выносливости применяются: продолжительный, равномерный, умеренной интенсивности кроссовый бег (при пульсе до 160 уд/мин), плавание и пр. Положительный результат дают прыжки через скакалку. Прыжки со скакалкой отлично развивают выносливость! Чем выше темп прыжков, тем это полезнее для развития скоростной выносливости спортсменов.

Одним из важнейших качеств в бадминтоне является быстрота  – способность выполнять движения в минимальный для данного условия отрезок времени. Методика воспитания скоростных способностей – это, прежде всего, выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления. В качестве средств развития скоростных качеств рекомендуются следующие упражнения: бег со старта 30-60 м, специальные прыжковые упражнения; бег сходу 20-30 м; метание теннисного мяча и ловля его одной рукой; совершенствование смеша в паре (максимальный темп).

Сила также немало важна. От бадминтониста  требуется проявление быстрой  «взрывной» силы. Проявление силы удара, прыжковой силы и усилия стартового ускорения при таких значениях темпа и продолжительности требует также высокого уровня развития силовой выносливости. Эффективный результат в этом направлении достигается следующими упражнениями: упражнения со штангой.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает движения, сковывает их. Без этого качества невозможно освоить правильную технику.

Все физические качества в гармоничном сочетании с разносторонним творческим мышлением, развиваются и совершенствуются в этой игре.

 

Список литературы

1.     Ассоциация бадминтона Англии : метод. пособие по начальному обучению бадминтону. Лондон, 1982.

2.     Жбанков О.В. Специальная и физическая подготовка в бадминтоне М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997.

3.     Захаров Е.Н. Книга энциклопедия физической подготовки.: Изд-во Лептос-3688 ст., 1994.

4.     Лифшиц В.Я. Бадминтон. М. : ФиС, 1976.

5.     Лифшиц В.Я., Штильман М.И. Бадминтон для всех. М. : ФиС, 1986.

6.     Смирнов Ю.Н. Бадминтон : учеб. для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1990.