Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО – РОЛЕВУЮ ИГРУ «СЛУЧАЙНЫЙ ГОСТЬ НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Под социальной адаптацией дошкольника с нарушением слуха чаще понимают процесс приобщения ребѐнка к общественным отношениям, то есть усвоение им социального опыта.

В игре дети усваивают правила социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе.

По словам Н.A. Pay «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия  на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями». [3]

Но игровая деятельность детей с нарушением слуха без специального обучения развивается очень медленно и незначительно и не может стать ни условием их развития, ни средством воспитания.

Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, так как для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно.

Сюжетно-ролевая игра «Случайный гость на дне рождения», предложенная Вашему вниманию в этой статье, была разработана с целью формирования у детей с нарушением слуха способности произвольно регулировать свою деятельность, навыков знакомства с чужими людьми, освоения норм поведения в малознакомом коллективе и общепринятых норм приѐма гостей, освоения способов разрешения проблем межличностных отношений.

Содержание, формы и методы работы при выполнении формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента: использовать потенциал игровой деятельности в контексте сюжетно- ролевой игры как средства социальной адаптации глухих и слабослышащих дошкольников.

Используется метод поэтапного формирования обозначенных навыков.

I.   Первоначально ставится задача познакомить детей с правилами приѐма гостей.

II.     На втором этапе формирующего эксперимента дети учатся дарить и принимать подарки (порой и не очень желанные).

III.      Третий этап формирующего эксперимента, объединяя усвоенные на первых двух этапах принципы приема гостей, позволяет передать детям навыки и формы поведения в незнакомой ситуации.

I   этап формирующего эксперимента. Тема: «Ждѐм гостей»

Задачи:

1.      познакомить детей с правилами приѐма гостей;

2.      расширение словарного запаса;

3.      формирование разговорной (диалогической) речи;

4.      развитие воображения и образного мышления, в связи с развитием сюжетной линии в игре; План проведения I этапа формирующего эксперимента.

1.   Чтение стихотворения П. Синявского «Хозяйка».

2.   Обсуждение прочитанного стихотворения П. Синявского «Хозяйка».

3.   Сюжетная игра «Ждѐм гостей».

Оборудование: ЗУА, тексты со стихотворением для каждого ребѐнка, таблички, иллюстрации к тексту стихотворения, экран, счѐтные палочки и кубики в качестве предметов-заместителей.

Речевой материал: праздник, хозяйка, разные, забота, чашки чайные, сласти, сюрприз, скатерть, сервиз. Ход I-ого этапа формирующего эксперимента

Всем детям раздается адаптированный текст со стихотворением П. Синявского «Хозяйка»:

В каждый дом Приходит праздник, И хозяйкам он несет Очень много

Самых разных,

Самых праздничных забот.

Сосчитала я сначала Дорогих своих гостей, Чашки чайные достала И тарелки для сластей. А еще для куклы Кати

Приготовила сюрприз — Я поставила

На скатерть

Новый Кукольный Сервиз.

На доске предварительно выписываются новые слова и словосочетания, представляются иллюстрации для лучшего осознания прочитанного текста.

При обсуждении стихотворения, дети ответят на вопросы педагога, повторят вопросы, обращаясь к своим сверстникам.

Вопросы педагога «Почему надо посчитать гостей? Для чего нужны чайные чашки? Какие сласти ты знаешь? Какой сюрприз приготовила девочка для куклы Кати? Почему в праздник у хозяев дома много забот?» задавались без экрана и за экраном.

На следующем занятии предлагается устроить праздник для куклы Кати. Дети с помощью педагога выбирают необходимые игрушки для праздничного стола, расставляют кукольную посуду, рассаживают кукол за столом. Вместо отсутствующих предметов используют предметы-заместители.

II    этап формирующего эксперимента.

Тема: сюжетно – ролевая игра по теме мультфильма «Винни Пух. День рождения Иа». План проведения II этапа формирующего эксперимента

1.   Предварительный рассказ о мультфильме «Винни пух. День рождения Иа».

2.   Просмотр мультфильма «Винни пух. День рождения Иа».

3.   Обсуждение с детьми просмотренного мультфильма.

4.   Дидактическая игра «Подари – прими подарок».

5.   Сюжетно – ролевая игра по теме мультфильма.

Оборудование: ЗУА, интерактивная доска, компьютер, мультфильм «Винни- Пух. гл.3 - День рождения Иа» на электронном носителе, таблички, иллюстрации к мультфильму, адаптированный текст по содержанию мультфильма.

Речевой материал: Иа, Винни-Пух, Пяточек, грустно, отражение, печально, воздушный шарик, горшочек, что угодно, поздравление, шнурок, лопнул, почти с меня;сднем рождения! Спасибо; мне очень нравится твой подарок; я хочу подарить тебе этот шарик; какой красивый шарик.; прими в подарок этот горшочек; мне очень нужен такой горшочек; прими в подарок этот шнурок; какой чудесный шнурок.

Ход II-ого этапа формирующего эксперимента

Детям раздается адаптированный текст повести английского писателя Алана Александра Милна о Винни Пухе и дне рождения Иа.

После совместного прочтения повести, прорабатывается речевой материал.

На следующем занятии дети смотрят мультфильм «Винни- Пух. гл.3 - День рождения Иа». После просмотра мультфильма, обращается внимание на подарки, полученные осликом: шарик лопнул, мѐда в горшочке больше нет, а замечательный шнурок – всего лишь потерянный хвост. Вместе с педагогом дети находят ответ на вопрос: «Чему же радуется Иа?»

-   Главное не то, ЧТО подарили, а то, с каким ЧУВСТВОМ это дарили.

Обращается внимание детей и на то, как надо принимать подарки, даже и бесполезные.

На третьем занятии II-ого этапа формирующего эксперимента предлагается дидактическая игра «Подари – прими подарок» и сюжетно – ролевая игра по теме мультфильма.

Первоначально дети, играя предложенными карточками с картинками, усваивали диалоговую речь:

-   С днем рождения!

-   Спасибо. Мне очень нравится твой подарок.

-   С днем рождения! Я хочу подарить тебе этот шарик.

-   Спасибо! Какой красивый шарик.

-   С днем рождения! Прими в подарок этот горшочек.

-   Спасибо! Мне очень нужен такой горшочек.

- С днем рождения! Прими в подарок этот шнурок.

-   Спасибо! Какой чудесный шнурок.

Затем предлагается поиграть в День рождения Иа. Для этого между ребятами распределяются роли Винни Пуха, ослика Иа, Пятачка, Совы, дополнительно вводятся персонажи Тигры, Кролика, Кенгуру, Суслика (для задействования всех детей).

III    этап формирующего эксперимента

Тема: сюжетно – ролевая игра «Случайный гость».

Оборудование: ЗУА, интерактивная доска, таблички с иллюстрациями к игре, таблички с фразами, мяч, полотенце, кукла, шнурки.

Речевой материал: виновник торжества; плечики для одежды; познакомьтесь, это мой друг (имя); познакомьтесь, это моя подруга (имя); очень приятно, а меня зовут (имя); спасибо, что пришли ко мне в гости; извините, я приду в следующий раз; проходи, пожалуйста; будь как дома; я так рад видеть тебя; спасибо, всѐ было очень вкусно; спасибо, было очень весело; приходите к нам ещѐ.

План проведения III-его этапа формирующего эксперимента

1.   Создание воспитывающих ситуаций.

2.   Сюжетно – ролевая игра «Случайный гость». Ход III-его этапа формирующего эксперимента

Первоначально детям на примере ослика Иа напоминается, что необходимо любой, даже ненужный подарок принимать с благодарностью. В то же время замечается, что, готовя подарок, надо стараться доставить удовольствие тому, кому этот подарок будет подарен.

Создаются воспитывающие ситуации, когда мальчик «получает в подарок» куклу, или девочке «дарят» клюшку.

Отрабатываются диалоги знакомства и прощания:

-Познакомьтесь, это мой друг (имя);

-   Очень приятно, а меня зовут (имя);

-   Познакомьтесь, это моя подруга (имя);

-   Очень приятно, а меня зовут (имя);

-   Спасибо, что пришли ко мне в гости;

-   Извините, я приду в следующий раз;

-   Проходи, пожалуйста, я так рад видеть тебя;

-   Проходи, пожалуйста; будь как дома;

-   Спасибо, всѐ было очень вкусно;

-   Спасибо, что пришли.

-   Спасибо, было очень весело;

-   Приходите к нам ещѐ.

На следующем занятии детям предлагается сюжетно – ролевая игра «Случайный гость». Ход игры

Дети читают содержание игры. Знакомятся с задачами, поставленными перед каждой ролью.


   Таблица 1

Правила сюжетно – ролевой игры «Случайный гость»



Содержание

игры

Сегодня День рождения Маши (Коли).

Хозяева дома готовятся к приѐму гостей. Надо будет убрать плащи и куртки гостей. Значит надо приготовить плечики для одежды.

Хозяева готовят стол, накрывают его скатертью, расставляют посуду, сладости. Расставляют стулья для всех гостей и хозяев.

Приготовлена ваза для цветов.

В это время гости готовят свои подарки.

Друзья «новорожденного» приходят в гости и дарят свои подарки.

Приходит и «случайный гость». Он зашѐл просто поговорить, но оказался на празднике, где почти никого не знал. У него нет подарка, ведь он не знал о дне рождения.

Хозяева рады «случайному гостю».  Они знакомят его  со  своими друзьями, и начинается праздник.

Роли

-   «новорожденный»;

- сестра (брат) «новорожденного»;

- приглашѐнные гости;

- случайный гость.

Задача «хозяев»

- накрыть на стол;

- приготовить плечики для одежды гостей;

- принять гостей;

- предложить гостям при необходимости плечики для одежды;

- принять незваного человека и уговорить его остаться на празднике;

-   угощать гостей;

- предложить гостям развлечения (музыка, танцы игры);

- провожая гостей, пригласить их в гости вновь.

Задача

«приглашѐнных гостей»

- поздравить виновника торжества, выбрав для этого подарок;

- познакомиться с незнакомым человеком;

- принять нового знакомого в свою компанию;

- прощаясь с хозяевами, поблагодарить их за весѐлый праздник.

Задача

«случайного гостя»

- познакомиться со всеми участниками игры;

- поздравить виновника торжества;

- принять участие в дальнейшей игре вместе со всеми.

 

Роли хозяев и гостей уже отработаны на первых двух этапах формирующего эксперимента, а роль «случайного гостя» первоначально выполняет педагог.

Хозяева дома должны приготовить место, куда гости повесят свою одежду, столик для подарков, вазочку для цветов; подсчитать количество гостей и для всех, включая хозяев, поставить стулья. На стол надо расстелить скатерть, расставить посуду. Недостающие вилки заменить предметами-заместителями (счетными палочками).

В это время гости выбирают подарки из имеющихся игрушек и из предложенных карточек с изображениями различных предметов.

Хозяева встречают гостей, с радостью принимают подарки. Пришѐл и случайный гость. Случайный гость (первоначально - педагог) попытался извиниться и уйти, но хозяева уговорили его остаться. Участник игры, знакомый со случайным гостем, представляет его остальным «гостям», а затем по очереди называет ему имена всех других участников игры. При повторении игры «гости» сами называют себя.

Хозяева рассаживают гостей за стол, кормят их сладостями; а гости хвалят угощения и благодарят хозяев. Потом хозяева предлагают играть в настольные игры, включают музыку.

В завершении игры гости благодарят хозяев и уходят домой. А хозяева, прощаясь с гостями, благодарят их за визит и приглашают вновь прийти в гости.

Заключение.

Ставя задачу социальной адаптации дошкольника с нарушением слуха необходимо не только готовить детей к анализу ситуаций, но и комбинировать различные варианты выхода из этих ситуаций.

В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование различных жизненных ситуаций. И это моделирование, по сравнению со словесными инструкциями и наставлениями, оказывает на социальное развитие ребенка с нарушением слуха несравнимо большее влияние. При поэтапно проводимом обучении возможностям общения, дети усваивают необходимые образцы процесса коммуникации, что в  дальнейшем поможет использовать полученные знания в новой ситуации.

Таким образом, в игре дети, принимая различные роли, усваивают и способы взаимоотношений между людьми.

Запорожец А.В. утверждал, что игра – это «подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности» [6].

Приобретая в сюжетно-ролевой игре недостающий социальный опыт, ребенок с нарушением слуха применяет на практике в общении со сверстниками усвоенные эталоны поведения. Он учится использовать нормы и правила поведения в отношении других людей, в различных ситуациях.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра способствует социальной адаптации глухих и слабослышащих дошкольников.

 

Список литературы

1.      Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. / Издательство: ВЛАДОС, 2003 год; 368 с.

2.      Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду / ред. Леонгард Э.И. / Издательство: Академия Педагогических Наук СССР, 1987 год, 274 с.

3.      Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Москва: Издательство Просвещение, 1975 год, 174 с.

4.      Выгодская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. / Москва: Издательство Просвещение, 1964 год, 155 с.

5.      Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном саду. / Издательство: Детство-Пресс, 2007 год, 64 с.

6.      Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. / М., 1986.

7.      Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание / Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 год, 360 с.

8.      Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука / Перевод с немецкого Л.Н. Родченко, Н.М. Назаравой / Науч. ред. Н. М. Назарова / Издательство: Академия, 2003 год, 248 с.