Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА С ПОЗИЦИЙ ФГОС ДО

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Как отмечается в литературе (Кузнецова Е.В., 2002; Шашкина Г.Р., 2005 и др.), логопедическая ритмика (далее ЛР) – один из самых редко освещаемых в педагогической литературе раздел коррекционного обучения детей с нарушениями речи.

В настоящее время она включается в программу коррекции речевых нарушений у дошкольников в качестве рекомендуемых (факультативных), дополняющих основное содержание логопедического воздействия (Нищева Н.В., 2014, 2015; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 2009).

В этой связи важно отметить, что ЛР, предполагающая связь слова, музыки и движения (Волкова Г.А., 1985, 2002),  опирается на формирование сенсомоторных взаимодействий, которые одновременно обогащаются музыкальными, цветовыми, тактильными, кинестетическими ощущениями, что в свою очередь создаёт дополнительный потенциал для развития психики детей с речевыми нарушениями (Кузнецова Е.В.,2002; Семенович А.В., Ланина Т.Н., 2004).

В том числе, ЛР как методика соответствует ФГОС ДО (2013), что является достаточно веским аргументом в пользу её включения в основное содержание логопедической работы.

Обратимся к анализу ЛР с позиций ФГОС ДО и проиллюстрируем это на наиболее типичных примерах.

Представим образовательные области.

 Социально -коммуникативное развитие .

Основная форма ЛР деятельности – групповая позволяет через телесные движения наиболее полно раскрыть представление о себе и о других. Танцевальные движения, все виды общеразвивающих упражнений, игры в группе дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми. Опираясь на символическую функцию тела, можно говорить о том, что тело - это поведение, а голова – интеллект. Если ребенок научился контролировать своё тело, можно с уверенностью сказать, что он способен контролировать и своё поведение, а это совершенно необходимо для успешного общения со взрослыми и сверстниками.

 Познавательное развитие на ЛР занятиях осуществляется в ходе: отгадывания загадок;

имитации действий различных предметов (неодушевлённых и одушевлённых); выполнения ритмических упражнений;

исполнения стихов и песен; игровой деятельности;

работы по схемам и графикам.

 Речевое развитие:

Решению одной из главных задач ЛР воздействия – формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения способствует выполнение следующих упражнений:

сопряженных артикуляционных упражнений;

на автоматизацию либо дифференциацию звуков; речевых с движениями;

пропевание музыкальных чистоговорок, скороговорок, песен.

 Художественно -эстетическое.

Многочисленные исследования раскрывают психофизиологическую основу увеличения эффективности любого коррекционного воздействия при использовании музыки. Не является исключением и ЛР, трактуемая как методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. При этом, в ходе музыкально-ритмической деятельности, используется, как аккомпанемент музыкального руководителя, так и различные аудиозаписи.

В ходе ЛР происходит формирование элементарных представлений о видах искусства: декоративно-прикладном искусстве;

литературе;

музыке; театре.

А так же реализуется самостоятельная  творческая  деятельность  детей: конструктивно-модельная

(работа по графикам и схемам), музыкальная.

 Физическое развитие.

В процессе применения следующих упражнений: сопряженных артикуляционных; на автоматизацию (либо дифференциацию) звуков; танцевальных; речевых с движениями; на развитие чувства ритма; пространственных ориентировок; на релаксацию; на развитие пантомимики и пластики, выполняемых в дорсальной системе координат (за спиной), развиваются, совершенствуются и закрепляются различные временные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и т.д.), усиливается регулирующее воздействие корковых и подкорковых центров на сердечно-сосудистую систему, происходит обогащение организма новыми ощущениями, понятиями, представлениями, в результате чего происходит гармоничное физическое развитие детей.

Рядом авторов доказано (Волкова Г.А. 1985, 2002; Семенович А.В. 2002 и др.), что при использовании ЛР средств создаются благоприятные условия для тренировки, как процессов торможения, так и возбуждения. Происходит это за счёт точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова.

Таким  образом,  мы  можем  констатировать,  что  ЛР  интегрирует  в  себе  абсолютно  все образовательные области.

В контексте обсуждаемой темы, несомненным преимуществом является

возможность использования ЛР средств не только в рамках непосредственно музыкально-ритмической деятельности, но и в других видах образовательной деятельности. Упражнения: речевые с движениями; танцевальные; на развитие пантомимики и пластики; подвижные игры; схемы фигур, букв и цифр, активно включаются, как в непосредственно образовательную деятельность (НОД), так и в совместно образовательную деятельность (СОД) при проведении режимных моментов.

В настоящее время ЛР занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием музыкального руководителя, воспитателя, а так же с привлечением других специалистов (Бабушкина Л.Р., Кислякова О.М., 2005; Воронова А.Е., 2006; Кузнецова Е.В., 2002; Микляева Н.В. и др., 2004; Новиковская О.А., 2005; Нищева Н.В., 2014; Шашкина Г.Р., 2005).

Данное утверждение аналогично рекомендациям к разделу ФГОС ДО «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование», акцентирующим своё внимание на необходимость участия в разработке и реализации коррекционных мероприятий всех специалистов образовательного учреждения.

Раскрытие темы было бы неполным без соотнесения целевых ориентиров (по ФГОС ДО) с задачами, стоящими перед ЛР.

Проанализировав целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования,     мы     с уверенностью отмечаем, что ЛР способствует:

проявлению у ребёнка инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; овладению положительного отношения к миру;

взаимодействию со сверстниками и взрослыми, участию в совместных играх; сопереживанию неудачам и успехам других;

адекватному проявлению своих чувств; развитию воображения;

овладению разными формами и видами игры, различению условной и реальной ситуаций; умению подчиняться разным правилам и социальным нормам;

хорошему овладению устной речью;

владению умением выделять звуки в словах; формированию предпосылок грамотности; развитию крупной и мелкой моторики; формированию волевых усилий;

формированию у ребёнка правил безопасного поведения; развитию любознательности;

установлению ребёнком причинно-следственных связей; овладению знаниями о природном и социальном мире; знакомству с произведениями детской литературы; формированию умения принимать собственные решения.

Итак, обобщая всё вышесказанное, мы можем констатировать, что ЛР, как коррекционная технология, позволяет детям с речевой патологией не только получить определённый объём знаний, умений и навыков, а способствует истинному развитию ребёнка, его успешности; адекватна возрасту, специфики сенсорного и моторного развития детей с нарушениями речи. Что в свою очередь полностью соответствует ФГОС ДО (2013).

 

Список литературы

 

1.        Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. – СПб.: КАРО, 2005. – 176с.

2.        Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985. – 191с.

3.        Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Владос, 2002. – 272с.

4.        Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144с.

5.        Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 128с.

6.        Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112с.

7.        Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство ПРЕСС», 2014. – 96с.

8.        Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2015. – 528с.

9.        Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА Принт, 2005. – 272с.

10.     Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академика», 2002. – 232с.

11.     Семенович А.В., Ланина Т.И. Интеграция сенсомоторного репертуара ребёнка – фундамент коррекции ОНР // Практич. психология и логопедия. – 2004. - №2(9). – С.19-27

12.      Федеральный   государственный   образовательный  стандарт  дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. №1155.

13.     Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. – 272с.

14.     Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М.: Издательский центр «Академика», 2005. – 192с.