Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

В современном обществе творческая активность человека несет в себе не просто его личностное развитие, а прогресс и развитие культуры всего человечества в целом. Нестандартность мышления лежит в основе многих изобретений, научных открытий, она во все времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед. Поэтому вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в его реализации является в настоящее время весьма актуальным.

Творчество является процессом деятельности, отличительной чертой которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, а так же уникальность его результата. В процессе творчества автор выражает различные аспекты своей личности. Этот факт придает продуктам творческой деятельности дополнительную ценность. Творчество является производной реализации личности уникальных способностей в конкретной области [6].

Основной характеристикой творческой деятельности является креативность, неотъемлемой частью которой является творческое мышление [5]. Творческое мышление есть продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания) и является синонимом эвристического мышления, которое характерно для решения нестандартных задач. Это феномен, выделяющий человека из мира животных. В большинстве случаев творческое мышление связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений. Оно предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений и необходимого запаса знаний и его результатом является создание уникального интеллектуального продукта определенной сферы культуры и общественной жизни [2].

Потребность человека самовыражаться через творчество начинает проявляться с начала жизни. Творческое осмысление мира является одним из способов его активного познания. Говоря о возрастных особенностях развития креативности и творческого мышления в период юношества, следует сказать о том, что они имеют огромное значение для познавательного и личностного развития в этом возрасте. Так как развитие интеллекта тесно связано именно с развитием творческих способностей, то есть не простым усвоением информации, а проявлением интеллектуальной инициативы и созданием чего-то нового. Именно в период юношества развитие креативности идет особенно интенсивно. В этом возрасте на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность, под которой понимается способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности и именно в данном возрастном периоде происходит или не происходит переход к оригинальной творческой деятельности [7].

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. Данной проблемой занимались многие ученые такие как: З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, А. Маслоу, А. Олах, Дж. Гилфорд, а так же отечественные ученые Д. Б. Богоявленская, П. С. Гуревич, Я. А. Пономарев, Е. Е. Туник и др. [1].

Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются до настоящего момента.

С целью проведения сравнительного анализа развития творческого мышления старшеклассников и студентов нами было организовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты 1- 4-х курсов факультета истории и права, факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (группа 1) и учащиеся 10-11-х классов МОУ «Берсеневская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (группа 2).

В качестве психодиагностического инструментария мы использовали методику «Тест креативности Торренса» (адаптация Е. Е. Туник) [8].

После проведения данного психодиагностического мероприятия были получены следующие данные, которые представлены в Табл.1.

Таблица 1 Уровень креативности студентов по методике «Тест креативности Торренса» (адаптация Е. Е. Туник)

 

Результаты

 

Студенты (%, чел.)

 

Старшеклассники (%, чел.)

 

Высокий уровень

 

3% (1 чел.)

 

19% (4 чел.)

 

Уровень выше нормы

 

17% (5 чел.)

 

29% (6 чел.)

Средний уровень (норма)

57% (17 чел.)

52% (11 чел.)

 

Уровень ниже нормы

 

20% (6 чел.)

 

0% (0 чел.)

 

Низкий уровень

 

3% (1 чел.)

 

0% (0 чел.)

 

Результаты исследования показали, что большинство студентов (группа №1) имеют уровень креативности, находящийся в пределах нормы – 17 чел. (57%). Не много менее выражен уровень выше нормы – 6 чел. (20%) и ниже нормы – 5 чел. (17%). Низкий уровень креативности имеет 1 чел. (3%). В данной группе так же был выявлен испытуемый, имеющий высокий уровень развития креативности – 1 чел. (3%). У учащихся старших классов (группа 2), так же как и у студентов, большинство обследованных имеют уровень развития креативности, находящийся в пределах нормы – 11 чел. (52%). Так же, у учащихся старших классов наиболее выражены низкий уровень развития креативности – 4 чел. (19%) и уровень ниже нормы – 6 чел. (29%) и нет ни одного учащегося, имеющий высокий уровень и уровень выше нормы.

Данные, полученные в ходе  эмпирического исследования, являются  статистически значимыми по U- критерию Манна-Уитни (p≤0,01).

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что большинство студентов и учащихся старших классов имеют уровень креативности, находящийся в пределах нормы. У учащихся наиболее выражены низкий уровень креативности и уровень ниже нормы, при этом у студентов наиболее выражен уровень креативности, находящийся выше нормы. Кроме того, отличительной особенностью является то, что выделяются студенты, имеющие высокий уровень развития креативности.

Полученные результаты обусловлены тем, что в период обучения в старшей школе юноша еще имеет

«идеальный образец» творца, и поэтому деятельность и мышление старшеклассника носит в большинстве случаев репродуктивный характер [6]. При этом студенты имеют больший опыт в творческой деятельности, а именно написание курсовых работ, наличие в учебных планах практической деятельности в различных учреждениях, больший опыт участия в различных мероприятиях научного и творческого характера.

Таким образом, под влиянием учебного процесса в вузе у студентов происходит увеличение роста творческого мышления и креативности в отличие от учащихся старшей школы. Поэтому, можно сделать вывод о том, что при специально организованном обучении можно повысить уровень творческого мышления и креативности.

Исследуемая проблема является перспективной для дальнейшего изучения, так как становится возможным разработка специальных методов стимулирования творческих способностей и мышления, а также расширение познавательных возможностей и актуализация внутренних психических ресурсов субъектов образовательной среды.

 

Список литературы

1.     Беляев И.А. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010, № 10 (116), октябрь. – С. 57.

2.     Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. М.: Наука, 1993. – С. 173-288.

3.     Жуина Д.В. Изучение творческого мышления студентов педагогического ВУЗа // Наука Красноярья : науч. периодический журнал. 2015, №2. – С. 22-36.

4.     Жуина  Д.В.  Психологические  особенности  творческих  способностей  учащихся  старших  классов [Электронный ресурс] // Краснодар : АПРИОРИ. 2016.

5.     Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 2006. – 144 с.

6.     Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2006. – 302 с.

7.     Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. Ярославль: «Академия развития», 2006. – 192 с.

8.     Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 540 с.