17 мая 2016г.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии.
Особенно актуальна она для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий.
Реализация плана работы по профориентации «Профессиональное и личностное самоопределение слабослышащих детей с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей» поможет обучающимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям. Проведение профориентационной работы в школе могло бы облегчить таким детям их профессиональный выбор.
Результатом реализации программы является успешное социальное развитие слабослышащих детей, которая обеспечила возможность интегрироваться в общество здоровых сверстников.(2011-2015). По результатам которой, Координационный совет по управлению инновациями в образовательных организациях Краснодарского края присвоил МАОУ СОШ №33 г.Новороссийска статус краевой инновационной площадки.
Программа «Профессиональное и личностное самоопределение слабослышащих детей с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей» (2015-2018), является логическим продолжением успешно реализованной инновационной программы.
К концу реализации программы (2015-2018) предполагается, что у учащихся будут сформированы понятия о профессиях и профессиональной деятельности, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии. Обучающиеся смогут соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. Они научатся анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования, использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенности в себе.
У учащихся с нарушенным слухом процесс профессионального самоопределения на проективном этапе имеет свои особенности. Отечественные дефектологи доказали, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка обнаруживаются и у детей с нарушенным слухом, но по-особому. Недостаток слуха влияет на развитие всех психических процессов детей. Глухой ребенок оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям и действительности. Нарушение общения частично изолирует его, затрудняет формирование самосознания, самооценки и других личностных образований [1].Специфика, безусловно, проявляется и в профессиональном становлении учащихся с нарушенным слухом, которое не может проходить в соответствии с нормой.
Таким образом, главными характеристиками самоопределения являются: принадлежность субъекту, процессуальность, сознательность, самостоятельность.
Программа по работе профориентации со слабослышащими детьми делиться на этапы.
I этап Пассивно-поисковый (первичного профессионального выбора) (2015-2016) учебный год.
Цель этапа: развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Что делаем: для реализации этих задач необходимо:
- увеличить число кружков дополнительного образования;
- привлекать школьников к коллективной творческой деятельности;
- организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда;
-создать портфолио и папки достижений,
-выявить среди школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов,
-вести информационно-просветительскую работу на классных часах.
II этап Активно-поисковый (2016-2017) учебный год.
Цель этапа: помочь школьникам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора.
Что делаем: ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с учащимися, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы.
III этап Профессиональное определение (2017-2018) учебный год.
Цель этапа: подготовить учащихся с нарушенным слухом к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
Что делаем: профессиональное определение и разработка индивидуальной программы подготовки обучающихся к овладению выбранной профессией.
Система профессиональной ориентации обучающихся с нарушенным слухом делиться по направлениям.
1. Профориентационное информирование.
Цель: ознакомление с различными профессиями, дать максимально широкое и достоверное представление о существующих профессиях, тенденциях на рынке труда.
Формы работы: профинформация; профпропаганда; профагитация; встреча со специалистами; экскурсии.
2. Профессиональная диагностика.
Цель: выявить индивидуальные способности, интересы, склонности к определенным профессиям, определить возможный спектр будущих профессий. Тесты, направленные на профориентацию выявляют интересы, склонности школьников к тем или иным занятиям, способности, в том числе и интеллектуальные. Существуют несколько различных тестов по профориентации. По окончании тестирования получает описание своих качеств, а также перечень наиболее подходящих профессий.
Формы работы: мониторинг учебной и профессиональной мотивации; комплексное использование методик, опросников профориентационной направленности; составление матрицы выбора профессии.
3. Профконсультация.
Цель: Сузить спектр профессий до нескольких наиболее подходящих, пройти дополнительное тестирование, узнать больше информации об интересующих профессиях.
Формы работы: Составление коррекционно-развивающих программ; составление профессиограмм; индивидуальная диагностика с помощью информационных технологий; создание и ведение карт профконсультации с расширенной информацией для комплексной оценки профессиональной направленности учащихся.
4. Социально-профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. Цель: подготовить обучающихся к овладению конкретной профессией.
Формы работы: проектная деятельность; система мероприятий по профориентации; вовлечение школьников в разнообразную творческую деятельность; организация различных видов познавательной и трудовой деятельности; комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры
Профессиональное самоопределение – это длительный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей профессиональной жизни человека. Данный процесс не заканчивается однократным выбором профессии, т.к. личность постоянно переосмысливает свое отношение к профессиональной деятельности и себе, ищет смысл в выбранной профессии, а также уточняет профессиональный выбор (смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации и т.д.). в целом ПС актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. [3].
Список литературы
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.: ил. - (О профессиях, производстве и людях труда).
2. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. –336 с.
3. Твоя профессиональная карьера: Учебник/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.: Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шаланиной. – М.: Профвещение, 2014. – 159 с.