Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ И ФУНКЦИИ СЕМИНАРА-ДИСКУССИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 мая 2016г.

Аннотация: в данной статье раскрывается сущность семинарских занятий, их структура, рассматривается отдельный вид таких занятий как семинар-дискуссия.  Совершенствование конкретного вида данной формы обучения повышает эффективность его использования в учебных заведениях среднего и высшего звена, позитивно влияет на качество подготовки специалистов.

Ключевые слова: семинар, семинар-дискуссия, функции, активные методы обучения.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что семинары открывают значительные возможности для активизации самостоятельной работы студентов и их подготовки [1]. Семинар по сути своей – активная форма обучения, которая применяется и в общеобразовательных учреждениях, и в высшей школе. Образовательный смысл состоит в том, что студенты автономно находят информацию по заявленной теме, досконально изучают её и представляют своё видение решения. Такое изучение предмета ведёт к необратимому процессу вливания, как в научный процесс, так и в определённую дисциплину.

Семинарские занятия, в целом, не ведут к большому расширению кругозора у студентов: они в большей степени систематизируют, уточняют имеющиеся знания, дают возможность овладеть необходимой терминологией, свободно ей оперировать, а также позволяют связать имеющиеся теоретические знания с практикой, что объективно необходимо для студентов, которые относительно редко сталкиваются с применением своих знаний вне учебного процесса.

Отличительная черта семинаров состоит в том, что  наличия большого запаса знаний недостаточно  – необходимо грамотно его систематизировать и донести до аудитории. Сама суть семинарских занятий состоит в том, что студенты должны уметь доказывать свою точку зрения числами, фактами и рациональными рассуждениями. Важность этого умения невозможно переоценить, и развивается оно именно при проведении активных занятий. Оно позволит не только уверенно вести дискуссии, но и приучит учащихся логично рассуждать при своих ответах.

Умение доказывать свою точку зрения, конечно же, объективно значимо и в дальнейшем становлении студента в деловой, академической и любой другой включающей межличностное общение деятельности.

Кроме этого, семинар выполняет как обучающие, так и социальные функции. В их список входят: организационная; мотивационная; развивающая; оценочная. Далее рассмотрим эти функции семинаров подробнее.

Для того чтобы правильно провести семинар, необходимо к нему подготовиться. В первую очередь, это должен сделать преподаватель, ведь именно он задаёт тему будущей дискуссии, определяет список вопросов и, самое важное, - рекомендует определённую литературу для своих подопечных. Организационная функция семинара проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию подбор источников информации, выбор методов ее обработки.

Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что, соответственно, стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара [4, с. 161].

Развивающая функция включает в себя развитие критического мышления, творческих способностей, социальных навыков. Улучшение данных показателей ведёт к повышению качества образования, увеличению шансов на достижение больших результатов в будущей работе.

Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счёте помогает усвоению моральных и этических норм, гуманистических ценностей, определяющих становление человека как личность.

Среди особенностей проведения семинара хотелось бы отметить, что важным условием высокой эффективности является атмосфера доверия, взаимопонимания. Студенты не должны бояться делать ошибки, высказывать свою точку зрения.

Процедуры по достижению таких отношений важно проводить с самого начала обучения, проходя путь от самых простых, доступных до самых сложных, самостоятельных, требующих творческого подхода форм семинара.

Семинары, по сравнению с другими формами обучения, требуют от студентов относительно высокого уровня самостоятельности — умения работать с несколькими источниками, сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы [4, с. 162].

Несмотря на большое множество форм проведения семинаров, таких как круглый стол, деловая игра, проблемное обучение, в данной статье будет рассмотрен такой вид активного обучения как семинар-дискуссия, поскольку он направлен на включение всех студентов в процесс обучения и относительно самостоятельный поиск истины в конкретных вопросах.

Дискуссия – (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора. В учебном процессе дискуссия применяется и как метод обучения, и как форма обучения и заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений [2, с. 18, 58].

Цели проведения семинара-дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и другие.

Существует несколько необходимых условий для проведения такого занятия, которые будут рассмотрены далее.

Первое заключается в подготовке преподавателей и студентов к такому занятию. Невозможно провести дискуссию без определённой базы знаний со стороны учеников – им нечем будет аргументировать свои позиции. На месте преподавателя должен стоять не просто человек, обладающий высоким запасом знаний. Он должен уметь грамотно вести такие занятия, сдерживать эмоции участников беседы, сохранять баланс между мнениями, помогать учащимся принимать аргументы своих оппонентов.

Нельзя недооценивать такое условие, как наличие предпосылок для семинара-дискуссии: нельзя наигранно спорить. Объективно необходимы причины и поводы для организации такого занятия. В ином случае, обучающиеся не будут заинтересованы в споре, поиске истины, аргументации своих ответов.

Основные предпосылки использования дискуссии в активном обучении таковы: необходимо вычленить темы, по которым у группы будут существенно разные точки зрения, что может быть сделано во время проведения других занятий и это позволит провести настоящую дискуссию; следует учесть процент заинтересованных в проблемном вопросе, причем чем он больше, тем интереснее будет занятие; немаловажной является актуальность выбранной темы и чем ближе проблема к современным реалиям, тем живее будет спор; нужно определить, насколько эффективно будет проведена потенциальная дискуссия, ведь в этом и заключается весь её смысл. Если у студентов объективно не хватает знаний, результата от такого семинара будет совсем немного.

При наличии данных и смежных с ними предпосылок можно задумываться об организации описываемой формы занятий.

Содержанием вопросов, выносимых на обсуждение, могут  быть дискуссионные проблемы. При этом докладчику поручается изложить одну из существующих точек зрения, а содокладчику - другую. Очень важно организовать дискуссию так, чтобы студенты смогли представить себе, как сильные, так и слабые места спорящих сторон. В случае, если по спорному вопросу итоги уже подведены и одна из точек зрения была отвергнута, преподаватель должен позаботиться о том, чтобы она не оказала отрицательного влияния на обучаемого.

Говоря о дискуссии, нельзя не сказать о её недостатках, которые стоит учесть преподавателю. Первым и самым важным является недопонимание среди участников беседы. В силу большого влияния на участников устной дискуссии психологического, эмоционального фактора обсуждение вопроса может легко превратиться во взаимные обвинения сторонами друг друга. Естественно, если эмоции берут вверх над логическими рассуждениями и рациональными доводами, то они не смогут привести группу к истине и достоверным знаниями.

Конечно, дискуссия по сути своей обязана носить эмоциональный характер, иначе пропадает мотивация к спору и поиску знаний. Поэтому в данном случае руководитель контролирует и психологическое состояние обучающихся, что под силу не каждому педагогу. То есть, необходимо помнить о логике выявления истины; ведя дискуссию, нельзя забывать о том, что эмоции должны способствовать утверждению правильной точки зрения, а не подчинять себе логику обоснования отстаиваемых воззрений [4, с. 164].

Второй недостаток заключается в вопросах, которые потенциально могут появиться во время семинара- дискуссии. Их можно разделить на два типа: вопросы, на которые до сих пор не найдены ответы (дискуссионные) и вопросы, которые уже решены, но студенты просто не знают об этих решениях.

Если поднимается дискуссионная тема, её суть, очевидно, состоит не столько в поиске истины, как в самом творческом процессе, участии в научной деятельности. Обеспечение студентов таким материалом стимулирует их к самостоятельному поиску ответов, которые до них никому не удавалось обнаружить.

Во втором же случае, цель обсуждения — подвести участников через столкновение различных мнений к правильному ее пониманию, постановке и решению. Преподаватель в свою очередь должен досконально знать выбранную тему, литературу по ней, существующие точки зрения и их аргументацию.

По ходу дискуссии ведущий может сохранять нейтралитет по выбранному вопросу, а в конце высказать своё мнение. Это будет негласным итогом обсуждения. При этом своё мнение он обязан аргументировать и рационально донести до каждого участника.

Таким образом, семинары-дискуссии формируют у студентов интерес к изучаемым дисциплинам, стимулируют к самостоятельному поиску различного рода решений для абсолютно непохожих на друг друга вопросов. Начиная именно с таких занятий у студентов развиваются умения к составлению логичных рассуждений и рациональных доказательств, предоставлению объективных и актуальных данных строго  по заданной тематике.

Нельзя забывать и о том, что для проведения таких занятий нужны вышеперечисленные предпосылки, без которых они теряют всякую научную ценность, тем самым попусту тратя время как студентов, так и преподавателей различного уровня.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение активных форм обучения, а конкретно дискуссии, непосредственно важно для образования. Без него относительно сложно развить в студентах определённый набор навыков, который потенциально будет им необходим в продвижении по карьерной лестнице и повышении своей квалификации.

 

Список литературы

1.     Игнатов Н.Г, Шулепов А.С. Об активных методах обучения в образовательном процессе // Научный альманах. - 2015. - № 12-1(14) //http://ucom.ru/doc/na.2015.12.01.493.pdf

2.     Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Политиздат, 1968. – 837с

4.     Шестак, Н.В. Высшая школа: Технология обучения /Н.В. Шестак. – М.: Вузовская книга, 2006. – 220 с.