Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОЦЕССЫ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
16 мая 2016г.

История – устный предмет, поэтому главное здесь не механическое запоминание материала, а его понимание и чёткое представление.

По мнению Г.Т. Джайнакбаевой, ученик должен уметь оперировать своими знаниями, анализировать, выявлять общее и особенное в исторических явлениях, оценивать деятельность исторической личности, самостоятельно обобщать и рассматривать исторические явления в синтезе [4].

Главной составляющей в знании предмета истории был и остается УРОК.

Урок истории – это не автоматический пересказ текста параграфа учителем, а затем учениками, это, в первую очередь, большая мыслительная аналитическая работа в течение 45 минут [3].

В школьном преподавании истории одного слова учителя бывает мало, и тогда привлекаются дополнительные приемы конкретизации исторических событий.

Исторические представления.

Выделяют три вида исторических представлений:

1.   Представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и т.д.).

2.   Представления об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений)

3. Представления об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).

Вместе с тем, следует отметить, что исторические представления из окружающей жизни у школьников создаются не только в стенах школы, но и кино, телепередачи, литература и др. [10].

Исторические понятия.

Исторические понятия, как и представления, являются отражением в нашем сознании объективной исторической действительности, но они отражают ее глубже, полнее, шире: в историческом понятии схвачены, отражены общие существенные черты множества исторических явлений. Поэтому важно, чтобы запоминаемые школьниками исторические понятия включали и сохраняли все богатство конкретного материала [12].

Все исторические понятия можно условно разделить на отдельные категории (виды), различающиеся по глубине их освоения и широте обобщения.

1.      Частно-исторические понятия, отражающие и обобщающие конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в  истории данной страны. Например, понятия «фараон», «шадуф» относятся к истории Древнего Египта, а понятия «стрельцы» отражают явления из жизни России 16-17 вв.

2.       Общеисторические понятия отражают и обобщают явления, определенной цивилизации или общественно-экономической формации: «пролетариат», «буржуазия», «наемный труд», «капиталистическая мануфактура», «буржуазная республика», «экономический кризис» и т.д. Исторические понятия представляют собой более высокую ступень обобщения. Они более сложны для учащихся и раскрываются в рамках темы, раздела или ряда разделов курса [11].

3.   Социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса. Понятия:

«производительные силы», «производственные отношения», «класс», «государство», «религия», «война» и т.д. Сложные и наиболее общие. Они раскрываются и углубляются на материале всего школьного курса истории.

Понятия должны быть точными, определенными, однозначными для всех, т.е. идентичными. Опыт показывает, что исторические понятия наиболее прочно входят в сознание и запоминаются, особенно стройно складывается в систему, и наилучшим образом служат орудием дальнейшего познания в том случае, когда они усвоены учащимися в ходе активной умственной работы.

Наглядные материалы.

Наглядным мы называем такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Применяя наглядность, мы вносим в обучение важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания [9].

Роль наглядности на уроках истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и задачей создания конкретных представлений, но охватывает и сферу мышления. Ее использование служит обобщению исторических явлений, подводит к пониманию истории.

В одних случаях наглядность на уроках истории обязательна, в других только желательна. Чтобы сделать более выпуклыми воссоздаваемые приемами словесного рисования образы людей прошлого, учитель стремится показать их внешний облик, а также окружающую среду (пейзаж, здания, утварь и т.д.) [8].

Для обеспечения наглядности обучения используются различные виды наглядных пособий или средства наглядности, к которым относятся [4]:

а) вещественные памятники исторического прошлого, материалы археологических раскопок, экспонаты школьного музея;

б) изображения и иллюстрации документального характера, фотопортреты и художественные документальные фильмы;

в) произведения исторической живописи, портреты выдающихся людей, художественные кинофильмы и др.

Карты.

В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов [7].

Карта служит объяснению исторических явлений. А. Причинные связи - город на возвышенности.

Б. Раскрытие закономерностей исторического развития расселение людей - 6 тысяч лет тому назад.

В. Даст возможность проследить ряд исторических событий и процессов - начало объединения Франции. Г. При закреплении материала.

Исторические карты подразделяются:

-   по охвату территории - мировые, материковые, карты государств;

-   по содержанию:

а. Общие. “Европа в 1789 году” одна или несколько стран в определённый момент исторического развитие. При объяснении или обобщении.

б. Обзорные. Отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемого явления, чаще всего изменение территории за длительный период.

”Рост римского государства”. При повторении.

в. Тематические. Карты посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса.

«Завоевательные походы Александра Македонского на Востоке». При объяснении.

-   по своему масштабу – на крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные.

Большинство карт в тексте учебников и в атласах являются тематическими, но кроме них используются настенные печатные и самодельные карты [10].

Кроме исторических на уроке истории используются и географические карты, для ознакомления учащихся

с природными условиями изучаемой страны или группы стран. Физическая карта полушарий применяется также для локализации по ней исторической карты [11].

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие месторасположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карта мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например, аппликаций [2].

Основная цель работы по карте: научить учащихся читать и понимать карту, извлекать из неё познавательный материал.

В старших классах карта все более исполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический характер [6].

Контурная карта.

Значение контурной карты состоит в том, что географическое воспроизведение исторической карты помогает лучше осмыслить пространственные связи.

Задания по контурной карте могут быть даны при изучении нового материала, при закреплении знаний в классе, в качестве проверочных работ.

При заполнении контурных карт указываются хронологические рамки периода, а если даты напечатаны, то подчёркиваются [8].

Опорные конспекты.

Работа с материалом по хронологии по данным исследований Тыдыяковой И.Ф. требует умения определять век по дате, относить дату к началу века, первой или второй половине, устанавливать продолжительность события, связывать дату и событие со временем правления конкретных лиц: каганов, ханов. Соотносить дату и век учат еще в 5 классе, но, как показывает практика, некоторые ребята не умеют делать этого и в старших классах, а в ЕНТ много вопросов, в которых вариант ответа дается именно в веках. Поэтому необходимо поработать и над этими навыками [3].

Бородина Н.С. в своих работах пишет: « …опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания» [1].

Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала. Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником.

Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания [2].

Таблица.

По мнению Т.Ф. Даулбаева: «...особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления и запоминания исторического материала» [5]. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке.

Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны.  При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно- аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы. Подобные таблицы составляют учащиеся по многим темам, тетради сохраняются, и к 11 классу основные темы систематизированны в таблицах [1].

Таким образом, применение различных методических средств и приёмов временной и пространственной локализации обеспечивает успешное усвоение школьниками исторических знаний.

 

Список литературы

1.     Бородина Н.С. Система работы по подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана. // История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах.-№8,2011 г.

2.     Манзул Г. Ж. Программа подготовки к ЕНТ. Государства раннего и развитого средневековья. // История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. - №4 2004 г.

3.     Даулбаев Т.Ф. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- Алматы, 2012. - 304 с.

4.     Джайнакбаева Г.Т. Методика преподавания истории. - Алматы, 2014.-290с.

5.     Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 249 с.

6.     Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2013.-314с.

7.     Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006.-367с.

8.     Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2014. - 122 с.

9.     Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.

10. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

11. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. - 349 с.

12. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 2004. - 212 с.